Функциональная диагностика

12 декабря 2019

 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ингушский медицинский колледж имени А.И.Тутаевой»

 

 

 

 

 

 

Утверждаю          

 

Директор ГБПОУ ИМК

З.Я. Озиева

 

                            2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования

повышения квалификации

 

«Функциональная диагностика»

Специальность:«Функциональная диагностика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

 

А.В.Сагова- зав. отделением ДПО, преподаватель ИМК высшей категории.

 

М.Б.Тибоева- методист, преподаватель ИМК высшей категории.

 

С.А.Муцольгова- преподаватель ИМК высшей категории

 

 

 

 

Рецензенты:

 

Р.М.Кодзоева-зам.дир. по практ.обуч. ИМК

 

Л.С.Чемурзиева- зам.дир. по учеб.раб.ИМК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

Настоящая программа повышения квалификации представляет собой совокупность требований, предъявляемых к специалисту, работающему в должности старшей медицинской сестры, медицинской сестры отделений и кабинетов функциональной диагностики, в том числе детской и кабинетов ультразвуковой диагностики и эндоскопии.

 

Данная программа повышения квалификации разработана в соответствии с нормативными документами:

 

-     Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

-    Приказ Министерства образования и науки РФ №499 от 01.07.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

 

-   Приказ Минздравсоцразвития России № 541н от 23.07. 2010 г «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»);

 

-    Приказ Министерства здравоохранения РФ № 186 от 05.06.1998 г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;

 

-     Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»;

 

-    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ №502 от 12.05.2014 г.;

 

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013г. № 1008;

 

-    Постановление правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» от 15 августа 2013 г. N 706;

 


-   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании» от 09 октября 2013 г. №

 

06-735;

 

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» от 25 октября 2013 г. №

 

1185;

 

-      Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения

 

в   сфере ДПО» от 25 августа 2015 г. № 06-735.

 

 

II. ХАРАКТЕРИСТИКАПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

Наименование цикла: «Функциональная диагностика»

Требования к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»

при наличии диплома о профессиональной переподготовки (специализации) по специальности «Функциональная диагностика»

Наименование должности: старшая м/с, м/с отделений и кабинетов

Функциональной диагностики ,ультразвуковой диагностики и эндоскопии.

Срок обучения: 216ч (6 недель, 1,5 месяца)

Форма обучения: очная, очно-заочная, индивидуальная, с элементами симуляционного обучения и ДОТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


III.     ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

3.1. Область профессиональной деятельности специалистов:

 

-      оказание населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни.

 

3.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

 

-   пациент и его окружение;

 

-   здоровое население;

 

- средства оказания лечебно-диагностической и профилактической помощи;

 

-   первичные трудовые коллективы.

 

3.3. Медицинская сестра/медицинский брат осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:

 

-   проведение профилактических мероприятий;

 

-   участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;

 

- оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

 

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра отделений и кабинетов функциональной диагностики, в том числе детской, и кабинетов ультразвуковой диагностики и эндоскопии должна:

 знать:

 

-    законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

 

-   теоретические основы сестринского дела;

 

- основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;

 

-   правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;

 

- статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций;

 

-   правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций;

 

- основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;


-   основы валеологии и санологии;

 

-   основы диетологии;

 

-   основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;

 

-   основы медицины катастроф;

 

- правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;

 

-   медицинскую этику;

 

-   психологию профессионального общения;

 

-   основы трудового законодательства;

 

-   правила внутреннего трудового распорядка;

 

-   правила по охране труда и пожарной безопасности.

 

 уметь:

 

        - оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований;

 

        - осуществляет уход за больными в медицинской организации и надому;

 

        - осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными;

 

       - ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях;

 

-     проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача;

 

-   обеспечивает выполнение врачебных назначений;

 

-    осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств

 

и   этилового спирта;

 

-     ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения;

 

-   руководит деятельностью младшего медицинского персонала;

 

-   ведет медицинскую документацию;

 

-     проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни;

 

-   осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов;

 

- осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов           и            материалов.


 

 

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра отделений и кабинетов функциональной диагностики, в том числе детской, кабинетов ультразвуковой диагностики и эндоскопии должна обладать: Общими компетенциями:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

 

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

 

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

 

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

 

ОК    12.    Организовывать рабочее  место  с   соблюдением  требований

 

охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

 

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

7


 Профессиональными компетенциями:

 

1.  Проведение профилактических мероприятий.

 

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

 

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

 

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

 

2.  Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

 

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

 

ПК 2.2. Осуществлять           лечебно-диагностические             вмешательства,

 

взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

 

ПК 2.3. Сотрудничать  со       взаимодействующими      организациями   и

 

службами.

 

ПК 2.4. Применять      медикаментозные        средства        в         соответствии

 

с правилами их использования.

 

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

 

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

 

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

 

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

 

3.  Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

 

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

 

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

 

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Цели и задачи освоения программы Слушатель, освоивший программу, должен обладать  необходимыми трудовыми функциями в пределах профессиональных компетенций:

 

Уметь:

 

-   проводить подготовку пациентов к различного рода исследованиям;

 

8


-   обеспечивать выполнение врачебных назначений;

 

-      осуществлять учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта;

 

-   руководить деятельностью младшего медицинского персонала;

 

-   вести медицинскую документацию;

 

-   осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;

 

-        осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции;

 

-        осуществлять методику проведения и снятия ЭКГ с применением функциональных и фармакологических проб по назначению врача;

 

-    произвести регистрации ЭКГ в основных 12 отведениях (l, II, III, AVR,AVL, AVF, VI-V6) в дополнительных правых грудных (V3R V6R), высоких грудных (V1-V2), по НЭБУ(D, A, I);

 

-                     определять зубцы и интервалы электрокардиограммы и их нормативы, осуществлять расчет зубцов;

 

-     определять характер ритма и его частоту (уметь пользоваться таблицами Базетта);

 

-   определять характер изменений на ЭКГ:

 

а) нарушения автоматизма;

 

б) нарушения возбудимости;

 

в) нарушение проводимости;

 

г) изменение ЭКГ, связанные с гипертрофией отделов сердца;

 

д) изменения ЭКГ, связанные с нарушением питания миокарда ( ОИМ);

 

е) изменения ЭКГ, связанные с изменением положения сердца в грудной клетке и особенностями конституции человека;

 

-   проводить функциональные пробы;

 

-   использовать аппаратуру для исследования функции внешнего дыхания;

 

-   проводить обработку загубников, воздуховодов, осуществлять их хранение согласно требованиям санитарно-эпидемиологического режима;

 

-   произвести расчет фактических величин спирограммы;

 

-   произвести расчет данных величин по таблицам и формулам;

 

-   производить оценку данных;

 

-  владеть техникой проведения электроэнцефалографии (ЭЭГ), реографии, холтеровского мониторирования ЭКГ, АД, уметь устранять артефакты;

 

-  обеспечивать необходимую подготовку пациентов перед проведением эндоскопических процедур;

 

-                     доставлять биопсийный и цитологический материал в лабораторию для исследования;

 

9


- проводить дезинфекцию и стерилизацию эндоскопической аппаратуры.

Знать:

 

-   законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

 

-   основы диагностического процесса;

 

-   правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;

 

-   правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций;

 

- основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;

 

-   основы медицины катастроф;

 

- правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;

 

-   медицинскую этику;

 

-   психологию профессионального общения;

 

-   основы трудового законодательства;

 

-   правила внутреннего трудового распорядка;

 

-   правила по охране труда и пожарной безопасности;

 

-       основные сведения по анатомии и физиологии сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем;

 

- значение функциональных исследований в диагностике заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и центральной нервной систем;

 

- основные методы исследования функций сердца, органов дыхания, состояния сосудов, центральной нервной системы и других органов;

 

- биологические и физиологические основы методов электрокардиографии, реографии;

 

-  возможные осложнения при проведении исследований и функциональных проб, меры по профилактике и принципы оказания доврачебной помощи;

 

- принципы устройства, виды и типы электрооборудования, способы его эксплуатации и устранения важнейших неполадок;

 

    - технику регистрации, нормативы и изменения важнейших показателей.

 

 

В      процессе освоения программы у специалистов совершенствуются следующие компетенции:

 

ОК-1. Готовность к эффективному командному взаимодействию с использованием инновационного подхода к профессиональной деятельности

 

10


с   учетом нормативных правовых документов и информационных технологий. Знания:

 

-   законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан;

 

-   нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих деятельность медицинских организаций;

 

-   трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

 

-   должностных обязанностей медицинских работников подразделений медицинских организаций;

 

-   деятельности специалиста со средним медицинским образованием в

 

соответствии с нормативными актами, регулирующими вопросы оказания медицинской помощи;

 

-   видов и особенностей профессионального общения, способов обеспечения психологического комфорта на рабочем месте;

 

-   методов, форм, способов взаимодействия со специалистами, коллегами

 

и   пациентами в подразделении медицинской организации;

 

-   сущности и причин межличностных конфликтов, синдрома профессионального выгорания;

 

- методов                                                     предупреждения конфликтов,

 

психофизиологической реабилитации при эмоциональном выгорании

 

специалистов со средним медицинским образованием;

 

- локальных                          нормативных                     актов организации,

 

регулирующих                              обучение специалиста со средним медицинским

 

образованием;

 

- систем,                       методов             и                                             форм материального   и

 

нематериального стимулирования труда персонала;

 

-   порядка оформления медицинской документации, видов, форм, сроков, объема предоставления отчетности;

 

-   основ документооборота и документационного обеспечения, особенностей ведения медицинской документации;

 

-   основ информатики, структурного построения информационных

 

систем и особенностей работы с ними;

 

 

- технических      средств             и              программного обеспечения  для       организации документооборота в электронном виде;

 

-   технологий, методов и методик при проведении анализа и систематизации документов и информации.

 

Умения:

 

 

11


- применять законодательство Российской Федерации в области охраны здоровья граждан,

 

нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих деятельность медицинских организаций;

 

-   осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с

 

нормами трудового        законодательства и          регламентирующими

 

документами           в области оказания медицинской помощи;

 

- взаимодействовать                                                 в                                     профессиональной

 

деятельности                  с   соблюдением этических и психологических

 

принципов;

 

- применять                                                     в                                      профессиональной

 

деятельности    методики                              и                                      приемы устранения

 

конфликтной ситуации;

 

-   применять психофизиологические и физические методы реабилитации при синдроме профессионального выгорания;

 

-   руководствоваться нормативными актами, регулирующими систему непрерывного медицинского образования;

 

-   составлять план работы и отчет о своей работе;

 

-   заполнять медицинскую документацию;

 

- быть уверенным пользователем информационной системы здравоохранения;

 

-   работать с электронными формами учетно-отчетной документации;

 

-   использовать доступные базы данных и сетевые источники профессионально значимой информации;

 

-   работать с научной и справочной литературой.

 

Навыки:

 

- организации и осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативными актами, регулирующими вопросы оказания медицинской помощи;

 

-   применения правовых знаний в профессиональной деятельности;

 

-   использования законодательной документации;

 

-   работы в команде, эффективном общении с коллегами,

 

руководством, потребителями услуг;

 

 

- освоения новых технологий, совершенствования навыков работы с медицинскими изделиями, оборудованием;

 

-   оформления медицинской документации, в том числе в электронном виде, соответствии с требованиями к документообороту в подразделении медицинской организации; использования доступных источников информации в профессиональной деятельности.

 

12


Опыт деятельности:

 

-   работы в команде, эффективном общении с коллегами, руководством, потребителями услуг;

 

-   ведения медицинской документации в соответствии с требованиями к документообороту в медицинской организации.

 

ОК-2. Готовность обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала.

 

Знания:

 

-   норм санитарно-противоэпидемического режима подразделения медицинской организации с учетом его специфики и профиля;

 

-   видов, методов, способов дезинфекции; химических средств обеззараживания;

 

-   мероприятий по профилактике внутрибольничного заражения пациентов и медицинского персонала с учетом специфики и профиля подразделения;

 

-   правил охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности

 

в профессиональной      деятельности           медицинских           работников с

 

учетом специфики и профиля подразделения;

 

- основ                                   профилактики                   профессиональных

 

заболеваний                                медицинских работников с учетом специфики и

 

профиля подразделения;

 

-        принципов медицинской эргономики и правил биомеханики в профессиональной деятельности с учетом специфики и профиля подразделения;

 

- групп                                             лекарственных  препаратов,                                          их

 

фармакокинетики                             и фармакодинамики, совместимости

 

лекарственных препаратов;

 

-   методов использования лекарственных препаратов, медицинских изделий и химических средств с учетом специфики и профиля

 

подразделения;

 

- факторов риска развития неинфекционных заболеваний с учетом специфики и профиля подразделения;

 

-   основных критериев здорового образа жизни и методов его формирования.

 

Умения:

 

-   проводить контроль и оценку качества дезинфекции;

 

- проводить                             дезинфекцию           и                                              утилизацию

 

использованных                             расходных материалов                                 и

 

 

13


медицинских                                       изделий                          с                                               учетом

 

специфики  и                                      профиля подразделения;

 

-   обеспечивать выполнение правил охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики

 

и   профиля подразделения;

 

- применять                                                      в                                      профессиональной

 

деятельности       правила                                  безопасного перемещения пациентов  и

 

грузов               с    учетом                                     специфики            и                        профиля

 

подразделения;

 

 

 

- использовать

лекарственные

препараты,

медицинские

изделия

и химические средства

в

соответствии

с

инструкцией  и

врачебным

назначением;

 

 

 

 

-   формировать у населения поведение, направленное на сохранение и повышение уровня здоровья, устранение факторов риска неинфекционных заболеваний.

 

Навыки:

 

- проведения                                                         профилактической работы           по

 

предупреждению распространения инфекций, связанных с оказанием

 

медицинской помощи с учетом специфики и профиля подразделения;

 

- применения                     технологий   безопасного    перемещения

 

пациента,         грузов                и персонала при оказании медицинской помощи

 

с     учетом специфики и профиля подразделения;

 

-   применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, химических средств;

 

-   проведения комплекса профилактических мероприятий, обеспечивающих предотвращение неинфекционных заболеваний и состояний

с   учетом специфики и профиля подразделения.

 

Опыт деятельности:

 

-      проведения мероприятий по формированию безопасной среды для пациента и персонала с учетом специфики и профиля подразделения.

 

ОК-3. Способность и готовность оказывать доврачебную медицинскую помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, травмах, представляющих угрозу жизни пациента.

 

Знания:

 

-   основных показателей жизнедеятельности организма;

 

- признаков внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний, травм;

 

14


- методов                        и                          приемов                оказания                доврачебной

 

медицинской                           помощи    в экстренной форме;

 

-   методик и приемов выполнения реанимационных мероприятий. Умения:

 

-   выявлять признаки состояний и заболеваний, требующих медицинской помощи в экстренной форме;

 

-   оказывать доврачебную медицинскую помощь в экстренной форме при травмах, ожогах, обморожениях, удушении, утоплении;

 

-   накладывать повязки, транспортные шины, жгут при кровотечениях из магистральных сосудов;

 

-   оказывать доврачебную медицинскую помощь в экстренной форме

 

 

при внезапных острых заболеваниях, состояниях, представляющих угрозу жизни пациента;

 

-   проводить сердечно-легочную реанимацию;

 

-   оценивать эффективность оказания доврачебной медицинской помощи

 

в   экстренной форме.

 

Навыки:

 

-   проведения сердечно-легочной реанимации;

 

-   оказания доврачебной медицинской помощи в экстренной форме при кровотечениях, травмах, ожогах, обморожениях, удушении, утоплении;

 

-     проведения доврачебной медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, представляющих угрозу жизни.

 

Опыт деятельности:

 

-        участия в проведении мероприятий по оказанию доврачебной медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, травмах, представляющих угрозу жизни пациента.

 

В результате освоения Программы у специалистов формируются новые компетенции:

 

ПК-1. Способность и готовность к выполнению функциональных исследований органов и систем пациента.

 

Знания:

 

- организации                                 деятельности                                    кабинета

 

(отделения)         функциональной диагностики;

 

- стандартного                             оснащения  кабинета                (отделения)

 

функциональной диагностики;

 

- видов,    форм                  и                                    условий медицинской       помощи,

 

при которых проводят функциональные исследования;

 

 

15


- основных сведений по анатомии и физиологии сердечно-сосудистой, дыхательной систем и центральной нервной системы;

 

- основных методов исследования функций сердца, органов дыхания, состояния сосудов, центральной нервной системы и других органов;

 

-   биологических и физиологических основ методов электрокардиографии, фонокардиографии, электроэнцефалографии, реографии и других методов исследования;

 

-   возможных осложнений при проведении исследований функциональных проб, мер по их профилактике;

 

- принципов устройства, видов и типов электрооборудования, способов эксплуатации и устранения важнейших неполадок;

 

-   техники регистрации, нормативов и изменений важнейших показателей функционирования органов и систем организма;

 

-   техники снятия электрокардиограммы;

 

-   методики проведения суточного мониторирования электрокардиограммы, артериального давления;

 

- методики

проведения

исследования функционирования

дыхательной системы;

 

 

 

 

- методики

проведения

исследования функционирования

центральной нервной системы;

 

 

 

 

- критериев

оценки

состояния

и самочувствия

пациента    во

время проведения диагностических процедур.

 

Умения:

 

 

 

 

 

 

- организовывать

деятельность

кабинета

(отделения)

функциональной диагностики, подготавливать кабинет к

приему пациентов;

 

 

 

             

 

-   вызывать пациентов на исследование, регулировать поток,

 

очередность исследований;

 

 

- информировать пациента о цели и методике проведения показанного метода функциональной диагностики; готовить пациента к исследованию;

 

-   проводить подготовительную работу по обеспечению функционирования диагностической и вспомогательной аппаратуры;

-   обеспечить текущий контроль работы диагностической аппаратуры;

 

-   проводить электрокардиографию, фонокардиографию, пульсоксиметрию и зарегистрировать показатели;

 

- проводить суточное холтеровское мониторирование артериального давления, электрокардиограммы и регистрации показателей;

 

16


-   проводить нагрузочные пробы по назначению и под контролем врача-кардиолога;

 

-   проводить реовазографию, регистрацию показателей;

 

-   проводить методы исследования функционирования органов дыхания (спирометрию, пневмотахиметрию и другие), регистрацию результатов;

 

-проводить методы исследования функционирования нервной системы (электроэнцефалографию, электронейромиографию, электроретинографию и другие).

 

Навыки:

 

-   подготовки кабинета функциональной диагностики к приему пациентов;

 

-   подготовки пациентов к различным методам исследования;

 

-  осуществления подготовки диагностической аппаратуры к работе, своевременного устранения мелких неисправностей;

 

-          проведения функциональной диагностики состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем, центральной нервной системы, регистрации показателей исследований.

 

Опыт деятельности:

 

-   выполнения функциональных исследований органов и систем пациента.

 

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

 

Программа повышения квалификации «Функциональная диагностика» предусматривает изучение следующих модулей:

 

-                        универсальный модуль №1 «Коммуникационное взаимодействие

 

и   информационные инновации в профессиональной деятельности»;

 

-                        универсальный модуль №2 «Участие в обеспечении безопасной среды медицинской организации»;

 

-                        специальный модуль №3 «Функциональная диагностика»;

 

-                        универсальный модуль №4 «Оказание доврачебной медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях».

 

 

 

 

 

 

 

 

17


VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

Освоение  дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации завершается итоговой аттестацией в форме экзамена.

 

VII. УЧЕБНЫЙ ПЛАНПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

Наименование модулей

Количество часов

 

 

 

 

 

 

 

Всего

Теория

Практика

 

 

 

 

 

1.

Универсальный модуль №1

 

 

 

 

Коммуникационное  взаимодействие  и  информационные

14

10

4

 

инновации в профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Универсальный модуль №2

 

 

 

 

Участие  в  обеспечении  безопасной  среды  медицинской

12

8

4

 

организации

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Специальный модуль №3

 

 

 

 

Функциональная диагностика

168

68

100

 

 

 

 

 

4

Универсальный модуль №4

 

 

 

 

Оказание    доврачебной    медицинской    помощи    при

16

12

4

 

экстренных и неотложных состояниях

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Экзамен

6

6

-

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

216

104

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18


VIII. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

Наименование модуля

 

 

 

 

 

 

Недели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Универсальный модуль №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникационное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимодействие и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информационные инновации в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

профессиональной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические занятия

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Универсальный модуль №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в обеспечении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

безопасной среды медицинской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические занятия

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальный модуль №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

переподготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональная диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические занятия

18

36

36

36

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

22

36

36

36

36

36

36

36

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Универсальный модуль №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 


Оказание доврачебной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

медицинской помощи при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

экстренных и неотложных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

состояниях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические занятия

 

 

 

 

6

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая аттестация - экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный учебный график составляется на каждую учебную группу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20


IX. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УНИВЕРСАЛЬНОГО МОДУЛЯ № 1 «КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ ВПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

Наименование модуля,

 

Содержание

 

Кол-во часов

 

 

раздела, темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

теория

 

практика

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 1

 

 

10

 

4

 

14

 

Коммуникационное

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимодействие и

 

 

 

 

 

 

 

 

информационные

 

 

 

 

 

 

 

 

инновации в

 

 

 

 

 

 

 

 

профессиональной

 

 

 

 

 

 

 

 

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.1

1.

Понятие о системах здравоохранения.

2

 

-

 

2

 

Система и политика

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Основы медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

здравоохранения в

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Система организации медицинской помощи населению.

 

 

 

 

 

 

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Перспективы развития здравоохранения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Приоритеты   концепции   развития   здравоохранения   Российской

 

 

 

 

 

 

 

Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Сестринское дело - прикладная наука и  вид деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

История развития сестринского дела в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Сестринское образование в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Государственная   система   аттестации   специалистов   со   средним

 

 

 

 

 

 

 

медицинским образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2

1.

Охрана здоровья граждан.

2

 

-

 

2

 

Основы законодательства в

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Основные принципы охраны здоровья граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 


здравоохранении

3.

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Права и обязанности пациентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Права и обязанности медицинских работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.3

1.

Уголовная ответственность медицинских работников.

2

-

2

 

Основы права в

 

 

 

 

 

 

2.

Административная ответственность медицинских работников.

 

 

 

 

здравоохранении

 

 

 

 

 

 

3.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Гражданско - правовая ответственность медицинских работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.4

1.

Основы медицинской психологии.

2

-

2

 

Основы медицинской

 

 

 

 

 

 

2.

Личностные качества медицинской сестры и ее основные функции.

 

 

 

 

психологии

 

 

 

 

 

 

3.

Принципы деятельности медсестры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Функции медицинской сестры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. 5

1.

Понятие медицинской автоматизированной информационной системы.

2

-

2

 

Информационные

 

 

 

 

 

 

2.

Классификации МИС.

 

 

 

 

технологии в

 

 

 

 

 

 

3.

Принципы создания и структура МИС.

 

 

 

 

здравоохранении

 

 

 

 

 

 

4.

Понятие облачных технологий Облачные технологии в здравоохранении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Применение    компьютерных    технологий    в    профессиональной

 

 

 

 

 

деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

-

2

2

 

Организация файлового документооборота. Использование офисных программ: создание и  обработка

 

 

 

 

текста, создание таблиц данных, проведение расчетов, подготовка презентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

-

2

2

 

Работа с почтовыми сервисами. Обзор облачных хранилищ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22


X. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УНИВЕРСАЛЬНОГО МОДУЛЯ № 2 «УЧАСТИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

 

Наименование модуля,

 

Содержание

 

Кол-во часов

 

 

раздела, темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

теория

 

практика

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 2

 

 

8

 

4

 

12

 

Участие в обеспечении

 

 

 

 

 

 

 

 

безопасной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

медицинской организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1

1.

Определение    инфекционной    безопасности    и    инфекционного

2

 

-

 

2

 

Санитарно-

контроля.

 

 

 

 

 

 

противоэпидемический

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Особенности  организации  и  контроля  санитарно-гигиенического  и

 

 

 

 

 

 

режим ЛПУ

противоэпидемического режима приемного отделения стационара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Санитарно-гигиенический режим в отделении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Бельевой режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Личная   гигиена   больных   и   обслуживающего   медицинского

 

 

 

 

 

 

 

персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Санитарно-гигиенические  требования  к  пищеблоку  и  буфетным

 

 

 

 

 

 

 

отделениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Роль  среднего  медицинского  персонала  в  организации  санитарно-

 

 

 

 

 

 

 

гигиенического и противоэпидемического режима ЛПУ.

 

 

 

 

 

 

 

9.

Регламентирующие приказы и инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2

1.

Понятие о внутрибольничной инфекции.

2

 

-

 

2

 

Профилактика ВБИ

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Структура ВБИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 


 

3.

Пути передачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Причины роста внутрибольничной инфекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Роль   медицинской   сестры   в   профилактике   внутрибольничной

 

 

 

 

инфекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Нормативные   документы   по   профилактике   внутрибольничной

 

 

 

 

инфекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

-

2

2

 

Работа  по  обеспечению

инфекционного  контроля,  инфекционной  безопасности

пациентов  и

 

 

 

медицинского  персонала  медицинского  учреждения;  изучение  системы  взаимодействия  лечебно-

 

 

 

профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля, разработка

 

 

 

противоэпидемических  мероприятий  в  случае  возникновения  очага  инфекции,  иммунопрофилактика.

 

 

 

Отработка манипуляций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.3

1.

Понятие о дезинфекции.

2

-

2

 

Обработка изделий

 

 

 

 

 

 

2.   Виды дезинфекции.

 

 

 

 

 

медицинского назначения

 

 

 

 

 

 

3.   Новые   средства   дезинфекции,используемые   на

территории

 

 

 

 

Российской Федерации.