Организация обращения с медицинскими отходами

10 июня 2020

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ингушский медицинский колледж имени А.И.Тутаевой»

 

 

 

 

 

 

Утверждаю               

 

Директор ГБПОУ ИМК

З.Я. Озиева

 

                            2020 г.

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

на дополнительную профессиональную программу

профессионального модуля

«Организация обращения с медицинскими отходами»

 

Специальность: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего часов - аудиторных 36 час. (1неделя)

 

из них: лекций – 20 час.

практических занятий – 16 час.

Форма обучения: очная, очно-заочная, индивидуальная

Режим занятий: 6часов в день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     2020

 

Список сокращений

 

 

ОК – общая компетенция

ПК – профессиональная компетенция

 

Паспорт программы

 

1.  Область применения

 

Дополнительная образовательная программа профессионального модуля «Организация обращения с медицинскими отходами» предназначена для реализации в сфере дополнительного профессионального медицинского образования специалистов со средним медицинским образованием, осуществляющих профессиональную деятельность МО. Программа может использоваться в качестве самостоятельного курса повышения квалификации, так и в виде модульного курса, включенного в программы повышения квалификация и профессиональной переподготовки на модульной основе. Программа профессионального модуля включает в себя  следующие разделы:

1.Правовые нормативные документы санитарно- эпидемиологической законодательной базы.

2.Организация обращения с отходами в зависимости от класса.

3.Самые распространенные нарушения в работе с мед.отходами и как их избежать.

4.Контроль за организацией деятельности по сбору, накоплению, размещению, временному хранению и обезвреживанию медицинских отходов

 

             2.Цель программы

 

Освоение методики организации обращения с медицинскими отходами в системе профилактики ВБИ

   3.Характеристика подготовки

 

Образовательная база приема на программу: среднее профессиональное медицинское образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело », «Акушерское дело».

 

Форма обучения - очная, очно-заочная

Срок освоения программы- 36ч

По окончании программы обучения проводится итоговое тестирование и зачет по практическим навыкам в симуляционных кабинетах. Лица, успешно освоившие программу, получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

 

            4.Категория слушателей

 

Специалисты            со средним профессиональным медицинским образованием по специальности«Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»

 

          5.Форма обучения

Очная, очно-заочная с элементами симуляционного обучения, с возможным использованием ДОТ.

 

 

 

   6.Характеристика профессиональной деятельности слушателя программы

 

Слушатель программы повышения квалификации должен быть готов к следующим видам профессиональной деятельности:

1. осуществлять  сбор, хранение и транспортировку отходов класса А, Б, В , Г,Д

2. проводить утилизацию   и уничтожение отходов класса Б, В ,Г,Д

 

Объектами профессиональной деятельности слушателей программы являются:

 

–   Отходы класса А,Б,В,Г,Д

 

 

 

   7.Требования к результатам освоения программы

           

В результате обучения слушатель должен быть готов к самостоятельной профессиональной деятельности в области конкретного раздела «Организация обращения с медицинскими отходами» и обладать общими и профессиональными компетенциями.

 

ОК-1-способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

 

ОК-4-способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

 

ОК-5-готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию,использованию творческого потенциала ;

 

ОК-8-готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

 

Слушатель, освоивший дополнительную профессиональную программу повышения квалификации, должен обладать следующими общими компетенциями:

ОК-2-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качественной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

 

ОК-9-ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности;

 

организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной

 

 

ОК-12-санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

 

Слушатель, освоивший дополнительную профессиональную программу, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

 

ПК-5способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок;

 

ПК-6готовностью к ведению медицинской документации;

 

ПК-11готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи пациентам со стоматологическими заболеваниями.

Слушатель, освоивший дополнительную профессиональную программу повышения квалификации,

 

должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

 

ПК-1.3участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;

 

ПК-2.3применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;

 

ПК-2.5соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

 

 

2


 

8.УЧЕБНЫЙ  ПЛАН МОДУЛЯ «Организация обращения с медицинскими отходами»

Наименование

Всего

 

В том числе

 

 

модулей (разделов)

часов

лекции

практические

самостоятельная

 

 

 

 

 

занятия

работа

 

1.

Правовые нормативные

13

5

4

6

 

 

документы санитарно-

 

 

 

 

 

 

эпидемиологической

 

 

 

 

 

 

законодательной базы.

 

 

 

 

 

2.

Организация обращения

13

5

4

4

 

 

с отходами в

 

 

 

 

 

 

зависимости от класса.

 

 

 

 

 

3.

Самые

13

5

4

4

 

 

распространенные

 

 

 

 

 

 

нарушения в работе с

 

 

 

 

 

 

медотходами и как их

 

 

 

 

 

 

избежать.

 

 

 

 

 

4.

Контроль за

13

5

4

4

 

 

организацией

 

 

 

 

 

 

деятельности по сбору,

накоплению,размещению,

 

 

 

 

 

 

временному хранению и

 

 

 

 

 

обезвреживанию

 

 

 

 

 

медицинских отходов

 

 

 

 

 

ИТОГО:

54

20

16

               18


 

           9.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

9.1Материально-техническое обеспечение

 

Перечень учебных кабинетов и баз:

  • Учебные аудитории ГБПОУ ИМК;
  • Материально-техническая база ГБОУ ИРКБ
  • Симуляционно-тренинговый центр ГБПОУ ИМК
  • Компьютерный класс ГБПОУ ИМК.

 

Перечень ТСО:

  • Мультимедийное оборудование
  • Ноутбук
  • Фантомное и имитационное оборудование

 

  9.2 Требования к преподавательскому составу

 

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее медицинское образование.

 

 


9.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№Наименование

Содержание

 

П

С

 

модуля/темы модуля

 

      Л

 

 

1.Правовые

нормативные

документы санитарно-

эпидемиологическойзаконодательной базы.

1.1. Некоторые вопросы нормативно

5

4

6

 

-правового регулирования в сфере

 

 

 

 

обращения смедицинскими отходами.

 

 

 

 

1.2. Действующие санитарные правила и

 

 

 

 

методические документы, регламентирующие деятельность

 

 

 

 

 

 

медицинских организаций.

 

 

 

 

1.3 Санитарно-эпидемиологические

 

 

 

 

правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10.

 

 

 

 

1.4. Порядок использования сбора,

 

 

 

 

 

 

хранения, транспортировки, уничтожения,

 

 

 

 

 

утилизации(переработки) самоблокирующихся СР-шприцев и игл

 

 

 

 

инъекционных одноразового

 

 

 

 

применения(методические

 

 

 

 

рекомендации).

 

 

 

 

1.5. Требования к обеззараживанию уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения

(методические рекомендации).

 

 

 

 

2.Организация обращения с отходами в зависимости от класса.

2.1. Классы опасности медицинских отходов.

2.2. Как собирать, хранить и транспортировать отходы класса А.

2.3. Как организовать обращение с отходами классов Б и В.

2.4. Как обеззараживать и обезвреживать отходы класса Б и В.

2.5. Наличие каких распорядительных

документов обязательнопри организацииобращения с медицинскими отходами?

2.6. Обязательные лабораторные

исследования в рамкахпроизводственного

контроля за обращениеммедицинских отходов.

2.7. Организацияобращения с отходами

класса Г.

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Самые распространенные

нарушения в работе с

медотходами и как их

избежать.

3.1. Образец инструкции по сбору, хранению и удалению отходов.

3.2. Как работать с отходами класса А.

3.3 Как работать с отходами класса Б,В.

3.3. Как работать с отходами класса Г,Д.

3.5. Ошибки при работе сотходами всех классов

 

 

        5

      4

  4

 

 

 

4.Контроль за

организацией

деятельности по сбору,

накоплению,

размещению,

временному хранению

и обезвреживанию

медицинских отходов.

4.1. Ответственность при обращении с медотходами . 4.2.Шаблоны документов. 4.3. Как распределить обязанности по обращению с медотходами, чтобы все держать под контролем.

4.4. Дополнительные материалы.

4.5. Организация обращения смедицинскими отходами(вебинар).

      5

 

 

 

 

   4

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 
           

 

 

 

 

 

 9.4ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Итоговый контроль проводиться во время итоговой аттестации. Проводиться контроль практических навыков , тестирование.Слушателям освоившим программу, по результатам итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ

 

1.Классы опасности медицинских отходов и их характеристика.

 

2.Периодичность вывоза обеззараженных отходов классов Б и В.

 

3.Способы обеззараживания и обезвреживания отходов.

 

4.Методы обеззараживания.

 

5.Действия персонала при розливе или рассыпании отходов класса Г.

 

6.Особенности работы с отходами классов Б и В.

 

7.Особенности работы с отходами класса Г.

 

8.Кто может работать с отходами.

 

9.В каких условиях хранить отходы.

 

10.Действия персонала в случае аварийной ситуации (при травмировании острыми и колющими предметами; нарушении целостности упаковки и рассыпание отходов).


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Отходы, образующиеся в медицинских и фармацевтических учреждениях:
а) медицинские отходы +
б) фармакологические отходы
в) больничные отходы

2. Эти отходы всегда образовывались в процессе деятельности:
а) аптек
б) больниц +
в) человека

3. Медицинские отходы стали выделяться в отдельную значимую категорию в этом веке:
а) 19
б) 21
в) 20 +

4. После использования одноразовых шприцев, капельниц и пр., объём медицинских отходов:
а) вырос +
б) снизился
в) остался на прежнем уровне

5. Определение медицинских отходов согласно законодательству РФ, дано в:
а) СанПиН 2.1.7.2790 — 30
б) СанПиН 2.1.7.2790 — 20
в) СанПиН 2.1.7.2790 — 10 +

6. Объёмы образования медицинских отходов в РФ обычно оцениваются через нормативы образования и это в медицинских учреждениях страны:
а) число палат
б) число койко-мест +
в) санитарных условий

7. Общий объём образования медицинских отходов для РФ в целом около:
а) 200 000 тонн в год
б) 300 000 тонн в год
в) 100 000 тонн в год +

8. Медицинских отходов существенно меньше, чем:
а) всех прочих +
б) было в 20 веке
в) было в 19 веке

9. Сколько существует классов медицинских отходов в РФ:
а) 6
б) 4
в) 5 +

10. Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории, отходы больничного пищеблока и прочие отходы, которые не представляют эпидемической или другой опасности для жизни и здоровья человека, относятся к классу:
а) В
б) А +
в) Г

11. Эпидемически опасные отходы относятся к классу:
а) Б +
б) А
в) Д

12. Самый большой по объёму класс опасных медицинских отходов:
а) Д
б) Б +
в) В

13. Отходы с чрезвычайной эпидемиологической опасностью относятся к классу:
а) В +
б) Г
в) Д

14. К транспортировке класса Б также выдвигается ряд требований, одно из них:
а) возить в автомобилях скорой помощи
б) возить в обычных автомобилях
в) возить в автомобилях-рефрижираторах +

15. Объём отходов класса А:
а) самый значительный +
б) самый маленький
в) средний

16. Отходы, которые нельзя вывозить с территории больницы без предварительного обеззараживания:
а) Класс Г
б) Класс В +
в) Класс Б

17. Отходы с токсикологической опасностью относятся к классу:
а) А
б) Д
в) Г +

18. Отходов этого класса обычно образуется ещё в 10 раз меньше чем отходов класса В:
а) Д
б) Г +
в) Б

19. Отходы, содержащие радиоактивные элементы относятся к классу:
а) В
б) А
в) Д +

20. Процесс работы с медицинскими отходами делят на столько стадий:
а) 4
б) 3 +
в) 2

21. Класс Б можно накапливать:
а) необеззараженным +
б) только обеззараженным
в) в любом виде

22. Типовая больница на 1000 коек, согласно исследованию, за неделю образует объём отходов класса Б приблизительно в:
а) 5 тонн
б) 1 тонну +
в) 4 тонны

23. Транспортировка производится специальным транспортом с(о):
а) сопровождающим лицом
б) специальными сигналами
в) маркировкой +

24. Требования к транспортирующему транспорту:
а) не прописаны
б) строго регламентированы +
в) отсутствуют

25. Один из методов обеззараживания:
а) открытый
б) физический
в) химический +

26. Один из методов обеззараживания:
а) кварцивание
б) гидроклавирование +
в) кипячение

27. Один из методов обеззараживания:
а) обработка в СВЧ печах +
б) обработка паром
в) обработка кислотой

28. Если нужно обезвредить ранее обеззараженные отходы то обычно применяется:
а) закапывание
б) сжигание
в) дробление +

29. Если нужно обезвредить ранее обеззараженные отходы, то обычно применяется:
а) прессование +
б) сжигание
в) закапывание

30. К значительной части медицинских отходов применяется практически только такое обезвреживание:
а) экологическое
б) термическое +
в) биологическое

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        «Гигиена  и  санитария».  2015.  №  1.:  журнал  /  под  ред.  -  Рахманина  Ю.  А.  -  М.:

 

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЕДИЦИНА», 2015. - 128 с.: ил.

 

2.        Дезинфекция: учеб.пособие / В. Л. Осипова. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 136 с.: ил.

 

3.        Инфекционные болезни: учебник / Н. Д. Ющук, Г. Н. Кареткина, Л. И. Мельникова. - 5-е изд.,

 

испр. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 512 с.

 

4.        Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс]: учеб.пособие / под ред. С.И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.

 

5.        Организация сестринской деятельности : учебник / под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 528 с.

 

5.2. Дополнительная литература

 

1.       Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ- http://ivo.garant.ru.

 

2.       СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами 9 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]: Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ- http://ivo.garant.ru.

 

3.       СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления 30 апреля 2003 г. [Электронный ресурс]: Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ- http://ivo.garant.ru.

 

4.       СанПиН 2.1.7.1038-01Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов 30 мая 2001 г. [Электронный ресурс]: Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ- http://ivo.garant.ru.

 

1


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий