Первичная медико-санитарная помощь детям

12 декабря 2019

 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ингушский медицинский колледж имени А.И.Тутаевой»

 

 

 

 

 

 

Утверждаю                

 

Директор ГБПОУ ИМК

З.Я. Озиева

 

                            2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования

повышения квалификации

«Первичная медико-санитарная помощь детям»

Специальность:Сестринское дело в педиатрии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

 

 

 

А.В.Сагова- зав. отделением ДПО, преподаватель ИМК высшей категории.

 

М.Б.Тибоева- методист, преподаватель ИМК высшей категории.

 

Т.М.Картоева- преподаватель ИМК высшей категории

 

 

 

 

Рецензенты:

 

Р.М.Кодзоева-зам.дир. по практ.обуч. ИМК

 

Л.С.Чемурзиева- зам.дир. по учеб.раб.ИМК.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

 

1.                  Область применения программы

 

Настоящая программа повышения квалификации представляет собой совокупность требований, предъявляемых к специалисту, работающему в должности медицинской сестры участковой детских амбулаторных медицинских организаций по специальности Сестринское дело в педиатрии.

 

2.                  Планируемые результаты обучения

 

Целью реализации программы повышения квалификации является совершенствование у обучающихся (слушателей) компетенций, необходимых для профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским образованием, работающим в должности медицинской сестры участковой детских медицинских организаций (отделений).

 

В       результате освоения программы повышения квалификации обучающийся (слушатель) должен -

 

знать:

 

· организацию сестринского дела в амбулаторно-поликлинических учреждениях, осуществляющих первичную медико-санитарную помощь детскому населению разных возрастных периодов,

 

· организацию медицинской и социальной реабилитации,

 

· виды, формы и методы реабилитации при различной патологии, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов,

 

· нормативные документы, регламентирующие деятельность участкового врача-педиатра и медицинской сестры участковой педиатрической,

 

· правила оказания медико-психологической поддержки членам семьи с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей пациентов,

 

· систему инфекционного контроля в детских лечебно-профилактических учреждениях,

 

· подготовку детей к поступлению в дошкольные и школьные учреждения, период адаптации,

 

уметь:

·      проводить анализ состояния здоровья прикрепленного детского контингента,

 

· осуществлять лечебно-диагностические, реабилитационные и профилактические мероприятия,

 

· взаимодействовать с участниками лечебно-диагностического процесса,

 

· проводить патронаж к детям раннего возраста на педиатрическом участке,

 

· организовывать патронаж семей с детьми, имеющих право на получение набора социальных услуг,

 

· взаимодействовать с учреждениями медико-социальной экспертизы,

· организовывать и проводить работу в «школах здоровья»,

 

· обеспечивать инфекционную безопасность ребенка и медицинского персонала детского лечебно-профилактического учреждения,

 

· соблюдать технологию выполнения манипуляций и процедур,

 


· подготовить ребенка к функциональным, лабораторным и инструментальным методам исследования,

 

· оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в педиатрии,

· владеть основными приемами массажа.

 

Совершенствовать профессиональные компетенции (ПК)

 

ПК 1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детского

 

населения.

 

 

 

 

 

 

ПК 2.

Проводить  санитарно-гигиеническое  воспитание  детей  и  их  законных

 

представителей.

 

 

 

 

 

 

ПК 3.

Участвовать

в

проведении

профилактики

инфекционных

и

 

неинфекционных заболеваний.

 

 

 

 

ПК 4.

Представлять  информацию  в  понятном  для  ребенка  и  его  законного

 

представителя виде, объяснять суть вмешательств.

 

 

 

ПК 5.

Осуществлять  лечебно-диагностические  вмешательства,  взаимодействуя  с

 

участниками лечебного процесса.

 

 

 

 

ПК 6.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

 

ПК 7.

Применять

медикаментозные

средства

в

соответствии

 

с правилами их использования.

 

 

 

 

ПК 8.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

 

 

 

ПК 9.

Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

 

 

 

3.      Рекомендуемое количество часов на освоение программы повышения

квалификации

 

Нормативный срок освоения программы – 144 часа: 60 часов – аудиторные занятия, 78 часов – стажировка, 6 часов - итоговая аттестация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

 

1.       Учебный план повышения квалификации Первичная медико-санитарная помощь детям

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем часов

 

 

Наименование разделов

Аудиторные

 

Всего

 

п/п

стажировка

 

 

 

 

 

 

 

занятия

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел

1.

Общие

вопросы

 

 

 

 

1.

профессиональной

 

деятельности

18

12

30

 

 

специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Организация и содержание

 

 

 

 

2.

профилактической

 

 

помощи

18

30

48

 

 

здоровым детям в поликлинике.

 

 

 

 

 

Раздел 3. Организация и содержание

 

 

 

 

3.

лечебной

 

и

профилактически-

18

30

48

 

реабилитационной  помощи  детям  в

 

 

 

 

 

 

 

поликлинике.

 

 

 

 

 

 

 

4.

Раздел

3.

Первая

медицинская

6

6

12

 

помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Итоговая аттестация

 

 

6

-

6

 

6.

Итого

 

 

 

 

 

66

78

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.      Календарный учебный график

 

 


В течение учебного года

 

Наименование

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 

разделов

 

 

Вид

обучения,

обучения,

обучения,

обучения,

 

программы

 

подготовки

количество

количество

количество

количество

 

повышения

 

 

часов

часов

часов

часов

 

квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Общие

аудиторные

18

 

 

 

 

вопросы

занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

профессиональной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деятельности

стажировка

 

4

8

 

 

специалиста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.

аудиторные

6

12

 

 

 

Организация и

занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

профилактической

 

 

 

 

 

 

помощи здоровым

стажировка

 

 

28

2

 

детям в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поликлинике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3.

аудиторные

 

18

 

 

 

 

занятия

 

 

 

 

Организация и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лечебной и

 

 

 

 

 

 

профилактически-

стажировка

 

 

 

30

 

реабилитационной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

помощи детям в

 

 

 

 

 

 

поликлинике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Первая

аудиторные

6

 

 

 

 

занятия

 

 

 

 

медицинская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

помощь

 

 

 

 

 

 

стажировка

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая

 

 

2

 

4

 

аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

36

36

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.      Содержание программы повышения квалификации

 

Сестринская помощь детям

 

 

Наименование

 

 

 

 

 

 

 

Объем часов

 

 

 

 

разделов и тем

Содержание учебного материала, стажировки слушателей

Аудиторные

стажировка

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

занятия

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Общие вопросы профессиональной деятельности специалиста

 

 

 

 

 

Тема 1.1.

Модернизация

 

системы   дополнительного   профессионального

 

 

 

 

 

 

Непрерывное

образования. Внедрение непрерывного медицинского образования

 

 

 

 

 

 

медицинское

(НМО)  в  систему постдипломного  образования  специалистов  со

6

-

 

 

 

 

образование.

средним медицинским образованием. Аккредитация специалистов,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аккредитация

этапы  аккредитации  специалистов  здравоохранения  со  средним

 

 

 

 

 

 

специалистов.

медицинским образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2.

Понятие о ИСМП.  Способы передачи  инфекции в медицинском

 

 

 

 

 

 

Профилактика инфекций

учреждении.

Профилактические

мероприятия.   Обработка   рук

6

-

 

 

 

 

связанных с оказанием

персонала.  Общие требования к дезинфекционному режиму в МО.

30

 

 

 

 

 

 

 

 

медицинской помощи.

Правила обращения с медицинскими отходами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стажировка:

 

Сбор,   хранение,

обеззараживание

и

удаление

-

6

 

 

 

 

 

медицинских отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стажировка:

Профилактика  инфекций  связанных

с

оказанием

-

6

 

 

 

 

 

медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.3.

Инновационные

технологии

в

деятельности

 

среднего

 

 

 

 

 

 

Региональный

медицинского персонала.

 

 

 

 

6

-

 

 

 

 

компонент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Организация и содержание профилактической помощи здоровым детям в поликлинике

 

 

 

 

Тема 2.1.

Периоды   детского   возраста,   их   характеристика.   Жизненные

 

 

 

 

 

 

Основные этапы

потребности ребенка в различные возрастные периоды и способы

 

 

 

 

 

 

развития ребенка.

их удовлетворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные АФО

Основныеанатомо-физиологическиеособенностинервной

 

 

 

 

 

 

органов и систем детей

системы,  органов  чувств,  кожи,  слизистых  оболочек,

сердечно-

2

-

48

 

 

 

различных возрастных

сосудистой системы, дыхательной системы, органов пищеварения,

 

 

 

 

 

 

групп.

почек и мочевыделительных путей, системы крови и эндокринных

 

 

 

 

 

 

 

желез в различные возрастные периоды. Создание благоприятной и

 

 

 

 

 

 

 

развивающей среды для ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема 2.2.

Структура   первичной   медико-санитарной   помощи   детскому

 

 

 

Первичная медико-

населению, этапы оказания. Медицинские организации, входящие

2

-

 

санитарная помощь

в    структуру    и    специалисты.    Должностные    обязанности

 

 

 

 

детскому населению.

медицинской сестры участковой педиатрического участка.

 

 

 

 

Тема 2.3.

Дородовые патронажи к беременным женщинам - их содержание,

 

 

 

Антенатальная охрана

задачи,  сроки  проведения.  Выявление  антенатальных  факторов

 

 

 

плода. Наблюдение и

риска  на  плод,  мероприятия  по  их  возможному  устранению.

 

 

 

уход за новорожденными

Антенатальная   профилактика   рахита,   анемии,   гипотрофии.

 

 

 

детьми (доношенными и

Рекомендации  по  питанию  и  режиму  беременной  женщины,

 

 

 

недоношенными) на

формирование  у  нее  доминанты  на  грудное  вскармливание.

 

 

 

педиатрическом участке.

Подготовка  молочных  желез  к  кормлению  ребенка.  Анатомо-

 

 

 

 

физиологические особенности новорожденного ребенка. Признаки

 

 

 

 

доношенности  и  зрелости  новорождённого  ребёнка.  Основные

 

 

 

 

пограничные   состояния   новорожденных   -   физиологическая

 

 

 

 

желтуха, физиологическая убыль веса, физиологическое набухание

 

 

 

 

грудных    желез,    физиологическая    эритема,    альбуминурия,

 

 

 

 

транзиторнаялихорадка,половой(гормональный)криз,

 

 

 

 

мочекислый   инфаркт   почек.   Сестринское   наблюдение   за

 

 

 

 

динамикой

развития  пограничных  состояний,  сроки

течения,

2

-

 

 

особенности    ухода.    Морфологические    и    функциональные

 

 

 

 

 

 

характеристики недоношенного новорождённого. Оценка по шкале

 

 

 

 

Апгар  и  ее  прогностическое  значение.  Первый  и  последующие

 

 

 

 

патронажи  к  новорожденному  -  содержание,  сроки  проведения.

 

 

 

 

Патронаж семей, имеющих детей с заболеваниями, выявленными в

 

 

 

 

результате  неонатального  скрининга  (галактоземия,  врожденный

 

 

 

 

гипотиреоз,

муковисцидоз,

адреногенитальный

синдром,

 

 

 

 

фенилкетонурия). Сестринская оценка состояния новорожденного -

 

 

 

 

активность сосания, физиологические рефлексы, мышечный тонус

 

 

 

               

и    двигательная активность, сенсорное развитие, состояние кожи, подкожной клетчатки, слизистых оболочек и пупочной ранки, температура тела, частота дыхания и сердцебиений, частота и характер стула и мочеиспусканий. Уход за новорожденным дома - обработка пупочной ранки, купание и подмывание, необходимый набор одежды и предметов ухода, прогулки на свежем воздухе.

 

 


Особенности   ухода   за    недоношенными   детьми     -особенности

вскармливания   недоношенных    новорожденных.   Профилактика

гипогалактии   у    кормящей    женщины.    Уход    за     молочными

железами.  Режим   и  питание   кормящей   женщины.   Заболевания

периода новорожденности. Заболевания неинфекционной природы

 

-    внутричерепные родовые травмы, болезни центральной нервной системы, патологические желтухи, пороки развития - тактика медицинской сестры при уходе за новорождёнными детьми с данной патологией на дому. Гнойно-септические заболевания -

 

омфалит, мастит новорождённого, везикулопустулез, псевдофурункулез, пузырчатка новорождённого - основные

 

клинические проявления, вопросы сестринского ухода, профилактика.

 

 

Стажировка: Проведение дородовых патронажей.

 

 

-

8

 

 

 

Стажировка:

Проведение

первичного

патронажа

к

-

8

 

 

 

новорожденному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.4.

Вскармливание детей первого года жизни. Виды вскармливания.

 

 

 

 

Вскармливание детей

Определение

понятий

«естественное»,

«искусственное»,

 

 

 

 

первого года жизни.

«смешанное» вскармливание. Современные  подходы к  грудному

 

 

 

 

 

вскармливанию. Совместная декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана,

 

 

 

 

 

поощрение  и

поддержка  практики  грудного

вскармливания».

4

-

 

 

 

Преимущества    и    значение    грудного    вскармливания    для

 

 

 

 

 

 

 

 

правильного  физического  и  психического  развития  и  состояния

 

 

 

 

 

здоровья ребенка. Количественная и качественная сторона питания.

 

 

 

 

 

Режим  питания.  Эстетика  питания.  Показания  к  смешанному  и

 

 

 

 

 

искусственному вскармливанию. Виды молочных смесей.

 

 

 

 

 

 

Стажировка:

Консультирование

родителей

по

вскармливанию

-

8

 

 

 

ребенка первого года жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.5.

Определение  понятия  «здоровье».  Методика  сбора  и  оценки

 

 

 

 

Комплексная оценка

наследственного   анамнеза,   составление   генетической   карты.

 

 

 

 

состояния здоровья

Оценка   физического   развития.

Оценка

нервно-психического

2

-

 

 

детей. Диспансеризация

развития.   Понятие   о   резистентности   организма.   Основные

 

 

 

 

 

 

здоровых детей.

функциональные пробы, методика их  проведения. Заключение о

 

 

 

 

 

состоянии  здоровья.  Группы  здоровья.  Состояния,  позволяющие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

отнести детей ко II, III, IV, V группам здоровья. Структура причин

 

 

 

 

детской  инвалидности.  Диспансеризация  как  активный  метод

 

 

 

 

динамического   наблюдения   за   детьми   с   3-х   до   17-и   лет

 

 

 

 

включительно, в том числе работающих подростков. Возрастные

 

 

 

 

сроки диспансеризации детей. Функции медицинской сестры при

 

 

 

 

диспансеризации  здоровых  детей.  Основные  скрининг-тесты  -

 

 

 

 

анкетирование,  антропометрия,  плантография,  оценка  осанки  и

 

 

 

 

физического   развития,   остроты   слуха   и   зрения,   наличие

 

 

 

 

предмиопии,   бинокулярного   зрения,   физической   подготовки,

 

 

 

 

измерение  артериального

давления,  лабораторная  диагностика

 

 

 

 

(глюкозурия, протеинурия).

 

 

 

 

 

 

Стажировка: Проведение диспансеризации здоровых детей.

-

6

 

Тема 2.6.

Подготовка  детей  на  педиатрическом  участке  к  поступлению  в

 

 

 

Подготовка детей к

детское  дошкольное  учреждение  и  школу,  роль  и  функции

 

 

 

поступлению в детские

медицинской  сестры,  преемственность  в  работе  с  кабинетом

 

 

 

дошкольные учреждения

здорового ребенка и  медицинским персоналом образовательного

 

 

 

и школу. Адаптация

учреждения.   Диагностика   «школьной   зрелости»  с   помощью

 

 

 

детей в организованных

психофизиологических

тестов.

Клинические

проявления

4

-

 

коллективах.

адаптации,  ее  особенностей  в  различных  возрастных  периодах.

 

 

 

 

Факторы  влияющие  на  тяжесть  адаптации.  Прогнозирование

 

 

 

 

течения  адаптации.  Основные  профилактические  и   лечебно-

 

 

 

 

оздоровительные   мероприятия,   направленные   на   облегчение

 

 

 

 

адаптации ребенка в яслях/саду и школе.

 

 

 

 

Тема 2.7.

Механизмы образования иммунитета, виды иммунитета. Виды и

 

 

 

Иммунопрофилактика в

характеристика  препаратов, применяемых  для профилактической

 

 

 

различные возрастные

иммунизации.Национальныйкалендарьпрофилактических

 

 

 

периоды детского

прививок.    Планирование    профилактическихпрививок    на

 

 

 

возраста.

педиатрическом

участке,

ведение

документации.

 

 

 

 

Иммунопрофилактика в различные возрастные периоды детского

2

-

 

 

возраста.   Порядок   проведения   профилактических   прививок.

 

 

 

 

Правила    хранения,    транспортировки    иммунобиологических

 

 

 

 

препаратов,  понятие  «холодовой  цепи».  Противопоказания  для

 

 

 

 

проведения профилактических прививок. Наблюдение за детьми на

 

 

 

 

участке после иммунопрофилактики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Раздел 3. Организация и содержание лечебной и профилактически-реабилитационной помощи детям в поликлинике

Тема 3.1.

Определение  понятий  «конституция»  и  «диатез».  Атопический

 

 

 

 

Фоновые патологии у

дерматит  -  причины  развития,  проблемы  пациента,  пути  их

 

 

 

 

детей раннего возраста.

решения  (диетотерапия,  принципы  лечения,  сестринский  уход),

 

 

 

 

Диспансерное

профилактика.  Лимфатико-гипопластический  диатез  –  причины

 

 

 

 

наблюдение за детьми на

развития,  проблемы  пациента,  пути  их  решения  (диетотерапия,

 

 

 

 

педиатрическом участке.

принципы   лечения,   сестринский   уход),   профилактика.   Fe-

 

 

 

 

 

дефицитная  анемия  у  детей  -  причины  развития,  проблемы

 

 

 

 

 

пациента,  пути  их  решения  (диетотерапия,  принципы  лечения,

 

 

 

 

 

сестринский  уход),  профилактика.  Рахит  -  причины  развития,

 

 

 

 

 

проблемы  пациента,  пути  их  решения  (диетотерапия,  принципы

 

 

 

 

 

лечения,  сестринский  уход),  специфическая  и  неспецифическая

 

 

 

 

 

профилактика   рахита.   Хронические   расстройства

питания.

2

-

 

 

 

Гипотрофия  у  детей  раннего  возраста  -  причины  развития,

 

 

 

 

 

проблемы  пациента,  пути  их  решения  (диетотерапия,  принципы

 

 

 

 

 

лечения, сестринский уход), профилактика. Паратрофия у детей -

 

 

 

 

 

причины

развития,

проблемы   пациента,

пути   их

решения

 

 

 

 

 

(диетотерапия,

принципы

лечения,

сестринский

уход),

 

 

48

 

 

профилактика.  Часто  болеющие  дети.  Пути  оздоровления  часто

 

 

 

 

 

болеющих детей, организация питания, физического воспитания,

 

 

 

 

 

закаливания.

Медикаментозные

и

физиотерапевтические

 

 

 

 

 

воздействия. Преемственность в проведении реабилитации часто

 

 

 

 

 

болеющих  детей  между  поликлиникой,  детским  дошкольным

 

 

 

 

 

учреждением и школой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2.

Острые  респираторно-вирусные  инфекции  (грипп,  парагрипп,

 

 

 

 

Острые респираторно-

аденовирусная    инфекция)    -    предрасполагающие    факторы,

 

 

 

 

вирусные инфекции

этиология, эпидемиология, проблемы пациента и пути их решения

2

-

 

 

(этиология, проблемы

(принципы  лечения,  сестринский  уход).  Особенности  течения

 

 

 

 

 

 

пациента и пути их

ОРВИ у детей раннего возраста. Стенозирующий ларинготрахеит -

 

 

 

 

решения).

проблемы пациента. Неотложная доврачебная помощь.

 

 

 

 

 

Тема 3.3.

Воздушно-капельные   инфекции   (дифтерия,   скарлатина,   корь,

 

 

 

 

Воздушно-капельные

краснуха,

ветряная

оспа,

коклюш,

эпидемический

паротит,

2

-

 

 

инфекции (этиология,

менингококковая инфекция - этиология, эпидемиология, основные

 

 

 

 

 

 

проблемы пациента и

клинические  симптомы,  проблемы  пациента  и  пути  их  решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 


пути их решения,

(диетотерапия,

принципы

лечения,

сестринский

уход),

 

 

 

 

противоэпидемические

лабораторная диагностика. Противоэпидемические мероприятия в

 

 

 

 

мероприятия в очаге

очаге инфекции. Специфическая и неспецифическая профилактика

 

 

 

 

инфекции).

воздушно-капельных инфекций.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.4.

Острый  бронхит  -  причины,  основные  клинические  проявления,

 

 

 

 

Диспансерное

проблемы  пациента,  пути  их  решения  (диетотерапия,  принципы

 

 

 

 

наблюдение за детьми с

лечения,   сестринский   уход),   профилактика,   диспансеризация

 

 

 

 

заболеваниями органов

реконвалесцентов. Острая пневмония у детей - причины, основные

 

 

 

 

дыхательной и сердечно-

клинические  проявления,  проблемы  пациента,  пути  их  решения

 

 

 

 

сосудистой систем на

(диетотерапия,

принципы

лечения,

сестринский

уход),

 

 

 

 

педиатрическом участке.

профилактика,  диспансеризация  реконвалесцентов.  Бронхиальная

 

 

 

 

 

астма  у  детей  -  причины,  основные  клинические  проявления,

 

 

 

 

 

проблемы пациента и пути их решения (диетотерапия, принципы

 

 

 

 

 

лечения,    сестринский    уход),    профилактика.    Современные

 

 

 

 

 

технологии    контроля    за    течением

бронхиальной

астмы

 

 

 

 

 

(пикфлоуметрия,  ведение  дневника  больного,  базисная  терапия

 

 

 

 

 

бронхиальной

астмы,  алгоритм

оказания

помощи  при  приступе

2

-

 

 

 

удушья).  Методы  и  формы  обучения  больных  детей  и  их

 

 

 

 

 

 

 

 

родителей.   Диспансерное   наблюдение   за   детьми,   больными

 

 

 

 

 

бронхиальной астмой. Врожденные пороки сердца, факторы риска,

 

 

 

 

 

причины развития. Современные методы диагностики врождённых

 

 

 

 

 

пороков   сердца,   подготовка   пациентов   к   диагностическим

 

 

 

 

 

исследованиям.  Современное  представление  о  паллиативной  и

 

 

 

 

 

радикальной терапии. Сестринский уход при врожденных пороках

 

 

 

 

 

сердца.  Диспансерное  наблюдение  и  реабилитация  больных  с

 

 

 

 

 

врождёнными пороками сердца. Ревматизм - предрасполагающие

 

 

 

 

 

факторы, основные клинические симптомы, проблемы пациента и

 

 

 

 

 

пути   их   решения.   Принципы   фармакотерапии   ревматизма,

 

 

 

 

 

возможные  побочные  действия  лекарств,  их   диагностика  и

 

 

 

 

 

профилактика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стажировка: Проведение диспансерного наблюдения при

 

-

6

 

 

 

заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стажировка: Проведение диспансерного наблюдения при

 

-

6

 

 

 

заболеваниях дыхательной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема 3.5.

Гломерулонефрит  -  определение,  предрасполагающие  факторы,

 

 

 

 

Диспансерное

основные клинические симптомы, проблемы пациента и пути их

 

 

 

 

наблюдение за детьми с

решения  (диетотерапия,  принципы  лечения,  сестринский  уход),

 

 

 

 

заболеваниями

профилактика.   Диспансерное   наблюдение   и   реабилитация

 

 

 

 

мочевыделительной и

больных.  Инфекции  мочевыводящих  путей  и  пиелонефрит  -

 

 

 

 

пищеварительной систем

проблемы пациента и пути их решения (диетотерапия, принципы

 

 

 

 

на педиатрическом

лечения,  сестринский  уход  при  пиелонефрите).  Лабораторно-

 

 

 

 

участке.

инструментальные методы обследования больных с заболеваниями

 

 

 

 

 

почек  и  мочевыделительной  системы,  подготовка  пациента  к

 

 

 

 

 

обследованию. Заболевания органов пищеварения у детей раннего

 

 

 

 

 

возраста  -  стоматиты,  причины,  проблемы  пациента  и  пути  их

 

 

 

 

 

решения  (диетотерапия,  принципы  лечения,  сестринский  уход),

 

 

 

 

 

профилактика.

Целиакия, непереносимость лактозы и сахарозы -

2

-

 

 

 

проблемы пациента и пути их решения (диетотерапия, принципы

 

 

 

 

 

 

 

 

лечения,  особенности  лечебного  питания,  сестринский  уход).

 

 

 

 

 

Заболевания  органов  пищеварения  у  детей

старшего  возраста

 

 

 

 

 

(гастриты  и  гастродуодениты)  -  предрасполагающие  факторы,

 

 

 

 

 

проблемы пациента и пути их решения (диетотерапия, принципы

 

 

 

 

 

лечения,  сестринский  уход).  Диспансеризация  и  профилактика.

 

 

 

 

 

Дискинезии   желчевыводящих   путей   -   предрасполагающие

 

 

 

 

 

факторы, проблемы пациента и пути их решения (диетотерапия,

 

 

 

 

 

принципы   лечения,   сестринский   уход).   Диспансеризация   и

 

 

 

 

 

профилактика.  Лабораторно-инструментальные,  эндоскопические,

 

 

 

 

 

рентгенологические   и   ультразвуковые   методы   обследования

 

 

 

 

 

больных   с  заболеваниями   органов  пищеварения,  подготовка

 

 

 

 

 

пациента к обследованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стажировка:

Проведение

диспансерного

наблюдения

при

-

6

 

 

 

заболеваниях пищеварительной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стажировка:

Проведение

диспансерного

наблюдения

при

-

6

 

 

 

заболеваниях мочевыделительной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.6.

Сахарный   диабет   -   предрасполагающие   факторы,   основные

 

 

 

 

Диспансерное

клинические  симптомы,  проблемы  пациента  и  пути  их  решения

2

-

 

 

наблюдение за детьми с

(диетотерапия,

принципы

лечения,

сестринский

уход).

 

 

 

 

 

 

заболеваниями

Диспансерное  наблюдение,

прогноз,  реабилитация.  Возможные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


эндокринной системы на

осложнения  сахарного  диабета,  инсулинотерапия,  неотложная

 

 

 

 

педиатрическом участке.

доврачебная  помощь  при  развитии  гипер-  и  гипогликемической

 

 

 

 

 

комы.   Лабораторно-инструментальные   методы   обследования

 

 

 

 

 

больных. Подготовка, забор материала, оценка результатов.

 

 

 

 

 

Методы  и  формы  обучения  больных  и  их  родителей.

«Школа

 

 

 

 

 

сахарного диабета», ее цели и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.7.

Понятие об инфекционном процессе, инфекционное носительство.

 

 

 

 

Диспансерное

Периоды

инфекционной

болезни.

Виды

иммунитета.

 

 

 

 

наблюдение за детьми с

Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных

 

 

 

 

инфекционными и

заболеваний.  Кишечные  инфекции  (дизентерия,  сальмонеллез,

 

 

 

 

паразитарными

эшерихиоз)  -  этиология,  эпидемиология,  основные  клинические

 

 

 

 

заболеваниями на

симптомы, проблемы пациента и пути их решения (диетотерапия,

2

-

 

 

педиатрическом участке.

принципы лечения, сестринский уход). Лабораторная диагностика,

 

 

 

 

 

противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Педикулез,

 

 

 

 

 

чесотка, дерматомикозы - этиология, причины, проблемы пациента

 

 

 

 

 

и пути их решения. Противоэпидемические мероприятия в очаге

 

 

 

 

 

инфекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стажировка:    Наблюдение

запациентами

с

детскими

-

6

 

 

 

инфекционными заболеваниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.8.

Гипертермический   синдром   -   оценка   состояния   больного,

 

 

 

 

Неотложная доврачебная

проблемы  пациента,  неотложная  доврачебная  помощь.  Острая

 

 

 

 

помощь детям.

сосудистая недостаточность (шок, коллапс, обморок) - причины,

 

 

 

 

 

оценка  состояния  больного,  проблемы  пациента,  неотложная

 

 

 

 

 

доврачебная   помощь.   Судорожный   синдром   -   заболевания,

 

 

 

 

 

сопровождающиеся  судорожным  синдромом,  оценка  состояния

 

 

 

 

 

больного, проблемы пациента, неотложная доврачебная помощь.

 

 

 

 

 

Острая  дыхательная  недостаточность  (инородное

тело,

синдром

4

-

 

 

 

бронхиальной обструкции, остановка дыхания). Сердечно-легочная

 

 

 

 

 

реанимация у детей - показания к проведению, сестринская оценка

 

 

 

 

 

состояния пациента, особенности сердечно-легочной реанимации у

 

 

 

 

 

детей в различные возрастные периоды. Анафилактический шок,

 

 

 

 

 

крапивница, отек Квинке - оценка состояния больного, проблемы

 

 

 

 

 

пациента, неотложная доврачебная помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Раздел 4. Первая медицинская помощь

Тема 4.1.

Нормативно-правовая  база  первой  медицинской  помощи.

Этапы

 

 

 

 

Сердечно-легочная

умирания.   Признаки   клинической   и   биологической

смерти.

 

 

 

 

реанимация. Гемостаз.

Показания и противопоказания к проведению сердечно-легочной

 

 

 

 

Иммобилизация.

реанимации.   Техника   проведения   искусственной   вентиляции

 

 

 

 

 

легких.

Техника

проведения

закрытого   массажа

 

сердца.

6

-

 

 

 

Осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации.

12

 

 

 

 

 

 

Кровотечение. Классификация кровотечений и их характеристика.

 

 

 

 

 

Способы

временного

и

окончательного

гемостаза.

 

 

 

 

 

Иммобилизация.   Виды   иммобилизационных   средств.   Первая

 

 

 

 

 

помощь при переломе бедра, голени, предплечья, ключицы, плеча,

 

 

 

 

 

голеностопа. Правила транспортировки пострадавших.

 

 

 

 

 

 

 

Стажировка: Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

-

6

 

 

Итоговая аттестация

Тест-контроль.

 

 

 

 

 

2

-

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита реферата.

 

 

 

 

 

2

-

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзамен:

проверка

документов

(характеристики)

с

места

2

-

2

 

 

прохождения стажировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

66

78

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ

 

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

 

 

 

1.              Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы повышения квалификации предполагает наличие:

 

-          аудиторий образовательной организации, оснащенных: передвижными манипуляционными столиками; шкафами для хранения инструментария, оборудования,

 

аппаратуры, медикаментов, медицинской документации; емкостями для сбора медицинских отходов, дезинфицирующими средствами; мешками для сбора отходов А и Б, стойками-тележками для сбора отходов; симуляционными тренажерами для оказания сердечно легочной реанимации; наборами для шинирования и транспортировки при травмах, индивидуальный перевязочный пакет; аптечкой первой помощи; кушеткой; каталкой, симуляционными тренажерами для отработки навыков ухода за детьми.

 

и                          материально-техническое обеспечение медицинских организаций, в том числе используемых для прохождения стажировки на рабочем месте.

2.                  Технические средства обучения

 

1.                  Технические средства информации – мультимедийные установки.

 

2.                  Технические средства контроля - компьютеры, оснащенные системой Me Test, для проведение компьютерного тестирования.

 

3.                  Обучающие видеофильмы.

 

3.              Информационное обеспечение программы повышения квалификации

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, периодических изданий

 

1.    Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / В.А Епифанов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 528с.: ил.

 

2.    Запруднов А.М. Педиатрия с детскими инфекциями: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. – М.: ГЕОТАР – Медиа, 2017. – 560с.

 

3.    Здоровый человек и его окружение: учебник / В. Р. Кучма, О. В. Сивочалова. - 4-е

 

изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2015. - 544с.

 

4.    Католикова О.С. Сестринский уход в педиатрии: МДК.02.01. Сестринский уход при