Скорая и неотложная помощь

12 декабря 2019

 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ингушский медицинский колледж имени А.И.Тутаевой»

 

 

 

 

 

 

Утверждаю                  

 

Директор ГБПОУ ИМК

З.Я. Озиева

 

                            2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования

повышения квалификации

 

«Скорая и неотложная помощь»

Специальность:Скорая и неотложная помощь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

 

 

 

А.В.Сагова- зав. отделением ДПО, преподаватель ИМК высшей категории.

 

М.Б.Тибоева- методист, преподаватель ИМК высшей категории.

 

М.Р.Эсмурзиев- преподаватель ИМК высшей категории

 

 

 

 

Рецензенты:

 

Р.М.Кодзоева-зам.дир. по практ.обуч. ИМК

 

Л.С.Чемурзиева- зам.дир. по учеб.раб.ИМК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Скорая и неотложная помощь»

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Скорая и неотложная помощь» предназначена для совершенствования компетенций в области оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению, необходимых при осуществлении профессиональной деятельности фельдшера скорой медицинской помощи.

 

К   освоению программы допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» и имеющие дополнительное профессиональное образование по специальности «Скорая и неотложная помощь».

Программа повышения квалификации «Скорая и неотложная помощь» предусматривает изучение следующих модулей:

 

-                        универсальный модуль №1 «Коммуникационное взаимодействие

 

и   информационные инновации в профессиональной деятельности»;

 

-                        универсальный модуль №2 «Участие в обеспечении безопасной среды медицинской организации»;

 

-                        специальный модуль №3 «Скорая и неотложная помощь»;

 

-                        универсальный модуль №4 «Оказание доврачебной медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях».

 

В универсальном модуле рассматриваются вопросы правового сопровождения, психологического общения и обеспечения безопасной среды в профессиональной деятельности, порядок аккредитации специалиста, правила проведения сердечно-легочной реанимации.

 

В профессиональном модуле рассматриваются вопросы:

- ранней диагностики различных заболеваний органов и систем;

-фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных препаратов;

- особенностей оказания скорой помощи детям, беременным, а также лицам пожилого и старческого возраста;

- оказания скорой и неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в пределах своих компетенций.

 

Объем программы составляет 216 академических часов, в том числе, теоретическая подготовка составляет 108 часов, практическая – 100 часов, симуляционные занятия – 6 часов, промежуточная аттестация – 2 часа, итоговая аттестация – 4 часа. Режим обучения 36 учебных часов в неделю.

 

Теоретические занятия проводятся в лекционных аудиториях, практические – в кабинетах доклинической практики (учебных лабораториях), симуляционных кабинетах и на практических базах в подразделениях медицинских организаций соответствующего профиля. Обучение по программе проводится в очной форме с возможным применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

Промежуточная и итоговая аттестации проводятся с использованием фонда оценочных средств. В промежуточной аттестации по универсальному модулю обязательным компонентом является проведение сердечно-легочной

 

реанимации на симуляторе. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю включает демонстрацию практического навыка, соответствующего содержанию программы.

 

 

 

 

 


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

Настоящая программа повышения квалификации представляет собой совокупность требований, предъявляемых к специалисту, работающему в должности фельдшера скорой и неотложной помощи.

 

Данная программа повышения квалификации разработана в соответствии с нормативными документами:

 

-     Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

-    Приказ Министерства образования и науки РФ №499 от 01.07.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

 

-   Приказ Минздравсоцразвития России № 541н от 23.07. 2010 г «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»);

 

-    Приказ Министерства здравоохранения РФ № 186 от 05.06.1998 г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;

 

-     Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»;

 

-    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 31.02.01

 

Лечебное дело, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ №514 от 12.05.2014 г.;

 

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013г. № 1008;

 

-    Постановление правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» от 15 августа 2013 г. N 706;

 

-   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании» от 09 октября 2013 г. №

 

06-735;

 

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по

 

3


дополнительным образовательным программам» от 25 октября 2013 г. № 1185;

 

-      Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения

 

в   сфере ДПО» от 25 августа 2015 г. № 06-735.

 

 

II. ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

«СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

Наименование цикла: «Скорая и неотложная помощь»

Требования к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело»

Наименование должности: фельдшер скорой и неотложной помощи

Срок обучения: 216ч (1,5 месяца)

Форма обучения: очная ,очно-заочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4


III.   ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

3.1. Область профессиональной деятельности специалистов:

 

-   лечебно-диагностическая;

 

-    медико-профилактическая и медико-социальная помощь населению в системе первичной медико-санитарной помощи;

 

-       организационно-аналитическая деятельность в рамках учреждений здравоохранения.

 

3.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

 

-   пациенты;

 

-                    средства оказания лечебно-диагностической, лечебно-профилактической и медико-социальной помощи;

 

-             контингенты, по отношению к которым осуществляется организационно-аналитическая деятельность.

 

3.3. Фельдшер скорой и неотложной помощи осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:

 

-   неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

 

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

Фельдшер скорой и неотложной помощи должен знать:

 

-   законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

 

-   структуру, основные аспекты деятельности медицинских организаций;

 

-   правила эксплуатации медицинского инструмента и оборудования;

 

-   медицинскую этику; психологию профессионального общения;

 

-   основы медицины катастроф; основы трудового законодательства;

 

-   правила внутреннего трудового распорядка;

 

-   правила по охране труда и пожарной безопасности;

 

-       теоретические основы организации скорой медицинской помощи взрослым, детям и при чрезвычайных ситуациях;

 

-      основные нормативные правовые акты, регламентирующие работу скорой медицинской помощи, права и обязанности персонала бригады учреждения скорой медицинской помощи;


-   поводы для вызова бригад скорой помощи;

 

-     стандарты сердечно-легочной реанимации при внезапной остановке кровообращения, острой дыхательной недостаточности, аллергических, коматозных состояниях, при повешении, утоплении, электротравме;

 

-         особенности реанимации и интенсивной терапии у детей и новорожденных;

 

-   правила общей анестезии, применяемой на догоспитальном этапе;

 

-        протоколы диагностики и неотложной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях респираторного тракта, болезнях органов брюшной полости, эндокринных заболеваниях, болезнях крови, аллергических заболеваниях, психических заболеваниях, инфекционных заболеваниях;

 

-   основы диагностики и неотложной помощи при травмах, поражениях и отравлениях;

 

-      методики применения лекарственных препаратов, находящихся на оснащении бригады скорой медицинской помощи, показания и противопоказания к их назначению, дозы препаратов для взрослых и для детей разного возраста, возможные побочные действия и методы их коррекции;

 

-      технику безопасности при работе с аппаратурой и медицинскими газами;

 

-     обеспечение санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению.

 

Фельдшер скорой и неотложной помощи должен уметь:

 

-        Осуществляет оказание скорой медицинской помощи в объеме доврачебной помощи в соответствии с утвержденными стандартами.

 

-   Ассистирует врачу при оказании скорой медицинской помощи.

 

-   Осуществляет осмотр и применяет объективные методы обследования больного (пострадавшего).

 

-   Оценивает тяжесть его состояния.

 

-            Определяет необходимость применения доступных методов исследования.

 

-    Получает необходимую информацию о заболевании, отравлении или травме от пациента или окружающих лиц.

 

-   Выявляет общие и специфические признаки неотложного состояния.

 

-       Определяет срочность, объем, содержание и последовательность диагностических, лечебных и реанимационных мероприятий.

 

-    Выбирает оптимальное тактическое решение, определяет показания к госпитализации и осуществляет ее.

 

6


-     Обеспечивает щадящую транспортировку пациента на носилках или щите с одновременным проведением интенсивной терапии.

 

-   Проводит сердечно-легочную реанимацию (закрытый массаж сердца с использованием специальных устройств; закрытый массаж сердца ручным способом), автоматическую дефибрилляцию, санацию трахеобронхиального дерева.

 

-              Обеспечивает проходимость верхних дыхательных путей альтернативными методами, выполнение интубации трахеи с применением комбитьюба, ларингеальной маски или трубки; коникотомию, пункцию крикотиреоидной связки.

 

-        Применяет наркотические и сильнодействующие препараты по назначению врача.

 

-        Осуществляет  внутримышечное,  интреатрахеальное,  непрерывное

 

внутривенное, внутрикостное введение лекарственных средств, инфузионную терапию, пункцию и катетеризацию периферических вен.

 

-   Выполняет пункцию наружной яремной вены, системный тромболизис по назначению врача, определение уровня глюкозы, ингаляционную терапию

 

с                  помощью небулайзера, оксигенотерапию, пульсоксиметрию, пикфлоуриметрию, местную анестезию, первичную обработку раны, остановку наружного кровотечения, переднюю тампонаду при носовом кровотечении.

 

-   Осуществляет зондовое промывание желудка, катетеризацию мочевого пузыря.

 

-   Принимает роды.

 

-     Осуществляет первичную обработку новорожденного, пункцию при напряженном пневмотораксе.

 

-   Накладывает окклюзионную повязку при открытом пневмотораксе.

 

-   Регистрирует и анализирует ЭКГ.

 

-      Выполняет иммобилизацию при переломах костей, позвоночника, синдроме длительного сдавливания.

 

-   Назначает лекарственную терапию.

 

-      Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

 

-   Организует и проводит противоэпидемические мероприятия.

 

-   Обеспечивает хранение, учет и списание лекарственных препаратов.

 

-                    Ведет утвержденную учетно-отчетную документацию, характеризующую деятельность учреждения скорой медицинской помощи.

 

Фельдшер    скорой   и    неотложной   помощи   должен      обладать

 

7


профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

 

1. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

 

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

 

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

 

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

 

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

 

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

 

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

 

ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию.

 

ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

 

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

Программа повышения квалификации «Скорая и неотложная помощь» предусматривает изучение следующих модулей:

 

-                        универсальный модуль №1 «Коммуникационное взаимодействие

 

и   информационные инновации в профессиональной деятельности»;

 

-                        универсальный модуль №2 «Участие в обеспечении безопасной среды медицинской организации»;

 

-                        специальный модуль №3 «Скорая и неотложная помощь»;

 

-                        универсальный модуль №4 «Оказание доврачебной медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях».

 

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

Освоение программы повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме экзамена (тестовый контроль, решение ситуационных задач)

 

 

 

 

 

 

 

 

8


VII. УЧЕБНЫЙ ПЛАНПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

«СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

Наименование модулей

Количество часов

 

 

 

 

 

 

 

Всего

Теория

Практика

 

 

 

 

 

1.

Универсальный модуль №1

 

 

 

 

Коммуникационное  взаимодействие  и  информационные

14

10

4

 

инновации в профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Универсальный модуль №2

 

 

 

 

Участие  в  обеспечении  безопасной  среды  медицинской

12

8

4

 

Организации

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Специальный модуль №3

 

 

 

 

Скорая и неотложная помощь

168

76

92

 

 

 

 

 

4

Универсальный модуль №4

 

 

 

 

Оказание    доврачебной    медицинской    помощи    при

16

8

8

 

экстренных и неотложных состояниях

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Экзамен

6

6

-

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

216

108

108

 

 

 

 

 

 

VIII. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

Наименование модуля

 

 

Недели

 

 

 

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

5 нед.

6 нед.

Универсальный модуль №1

 

 

 

 

 

 

Коммуникационное взаимодействие и

 

 

 

 

 

 

информационные инновации в

 

 

 

 

 

 

профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

Теоретические занятия

10

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

 

4

 

 

 

Универсальный модуль №2

 

 

 

 

 

 

Участие в обеспечении безопасной среды

 

 

 

 

 

 

медицинской организации

 

 

 

 

 

 

Теоретические занятия

8

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

 

4

 

 

 

Специальный модуль №3

 

 

 

 

 

 

Скорая и неотложная помощь

 

 

 

 

 

 

Теоретические занятия

18

36

28

 

 

 

Практические занятия

 

 

 

24

36

26

Универсальный модуль №4

 

 

 

 

 

 

Оказание доврачебной медицинской

 

 

 

 

 

 

помощи при экстренных и неотложных

 

 

 

 

 

 

Состояниях

 

 

 

 

 

 

Теоретические занятия

 

 

 

12

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

4

Итоговая аттестация - экзамен

 

 

 

 

 

6

Итого

36

36

36

36

36

36

 

 

 

 

 

 


IX. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УНИВЕРСАЛЬНОГО МОДУЛЯ № 1 «КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

«СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

Наименование модуля,

 

Содержание

 

Кол-во часов

 

 

раздела, темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

теория

 

практика

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 1

 

 

10

 

4

 

14

 

Коммуникационное

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимодействие и

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные

 

 

 

 

 

 

 

 

инновации в

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональной

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.1

1.

Понятие о системах здравоохранения.

2

 

-

 

2

 

Система и политика

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Основы медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

здравоохранения в

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Система организации медицинской помощи населению.

 

 

 

 

 

 

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Перспективы развития здравоохранения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Приоритеты   концепции   развития   здравоохранения   Российской

 

 

 

 

 

 

 

Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Сестринское дело - прикладная наука и  вид деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

История развития сестринского дела в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Сестринское образование в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Государственная   система   аттестации   специалистов   со   средним

 

 

 

 

 

 

 

медицинским образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2

1.

Охрана здоровья граждан.

2

 

-

 

2

 

Основы законодательства в

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Основные принципы охраны здоровья граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 


Здравоохранении

3.

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Права и обязанности пациентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Права и обязанности медицинских работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.3

1.

Уголовная ответственность медицинских работников.

2

-

2

 

Основы права в

 

 

 

 

 

 

2.

Административная ответственность медицинских работников.

 

 

 

 

Здравоохранении

 

 

 

 

 

 

3.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Гражданско - правовая ответственность медицинских работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.4

1.

Основы медицинской психологии.

2

-

2

 

Основы медицинской

 

 

 

 

 

 

2.

Личностные качества медицинской сестры и ее основные функции.

 

 

 

 

Психологии

 

 

 

 

 

 

3.

Принципы деятельности медсестры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Функции медицинской сестры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. 5

1.

Понятие медицинской автоматизированной информационной системы.

2

-

2

 

Информационные

 

 

 

 

 

 

2.

Классификации МИС.

 

 

 

 

технологии в

 

 

 

 

 

 

3.

Принципы создания и структура МИС.

 

 

 

 

Здравоохранении

 

 

 

 

 

 

4.

Понятие облачных технологий Облачные технологии в здравоохранении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Применение    компьютерных    технологий    в    профессиональной

 

 

 

 

 

деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

-

2

2

 

Организация файлового документооборота. Использование офисных программ: создание и  обработка

 

 

 

 

текста, создание таблиц данных, проведение расчетов, подготовка презентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

-

2

2

 

Работа с почтовыми сервисами. Обзор облачных хранилищ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12


X. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УНИВЕРСАЛЬНОГО МОДУЛЯ № 2

 

«УЧАСТИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

«СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

Наименование модуля,

 

Содержание

 

Кол-во часов

 

 

раздела, темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

теория

 

практика

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 2

 

 

8

 

4

 

12

 

Участие в обеспечении

 

 

 

 

 

 

 

 

безопасной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

медицинской организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1

1.

Определение    инфекционной    безопасности    и    инфекционного

2

 

-

 

2

 

Санитарно-

контроля.

 

 

 

 

 

 

Противоэпидемический

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Особенности  организации  и  контроля  санитарно-гигиенического  и

 

 

 

 

 

 

режим ЛПУ

противоэпидемического режима приемного отделения стационара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Санитарно-гигиенический режим в отделении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Бельевой режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Личная   гигиена   больных   и   обслуживающего   медицинского

 

 

 

 

 

 

 

персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Санитарно-гигиенические  требования  к  пищеблоку  и  буфетным

 

 

 

 

 

 

 

отделениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Роль  среднего  медицинского  персонала  в  организации  санитарно-

 

 

 

 

 

 

 

гигиенического и противоэпидемического режима ЛПУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Регламентирующие приказы и инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2

1.

Понятие о внутрибольничной инфекции.

2

 

-

 

2

 

Профилактика ВБИ

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Структура ВБИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Пути передачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 


 

4.    Причины роста внутрибольничной инфекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Роль   медицинской   сестры   в   профилактике   внутрибольничной

 

 

 

 

 

инфекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.    Нормативные   документы   по   профилактике   внутрибольничной

 

 

 

 

 

инфекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

-

2

2

 

Работа  по  обеспечению

инфекционного  контроля,  инфекционной  безопасности  пациентов  и

 

 

 

 

медицинского  персонала  медицинского  учреждения;  изучение  системы  взаимодействия  лечебно-

 

 

 

 

профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля, разработка

 

 

 

 

противоэпидемических  мероприятий  в  случае  возникновения  очага  инфекции,  иммунопрофилактика.

 

 

 

 

Отработка манипуляций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.3

1.

Понятие о дезинфекции.

2

-

2

 

Обработка изделий

 

 

 

 

 

 

2.

Виды дезинфекции.

 

 

 

 

медицинского назначения

 

 

 

 

 

3.   Новые   средства   дезинфекции,   используемые   на   территории

 

 

 

 

 

Российской Федерации.

 

 

 

 

 

4.         Требования к выписке, хранению, приготовлению дезрастворов.

 

5.         Этапы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения и предметов ухода.

 

6.         Контроль качества предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения.

 

7.         Роль медицинской сестры.

 

8.         Режимы стерилизации.

 

9.         Методы стерилизации.

 

10.     Особенности дезинфекции и стерилизации изделий многоразового и однократного применения, предметов ухода.

 

11.   Роль медицинской сестры в организации и проведении качественной обработки изделий медицинского назначения и предметов ухода за больными.

 

 

 

 


14


12.        Приказы, регламентирующие обработку изделий медицинского назначения и предметов ухода.

 

Тема 2.4

1.

Этиология вирусных гепатитов.

2

-

2

 

Профилактика вирусных

 

 

 

 

 

 

2.

Эпидемиологиявирусныхгепатитовсфекально-оральным

 

 

 

 

гепатитов и ВИЧ-инфекции

механизмом передачи (А, Е).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Профилактика   и   противоэпидемические   мероприятия   в   очагах

 

 

 

 

 

гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Вирусные гепатиты с парентеральной передачей (В, дельта, С).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Профилактика гепатита В и других посттрансфузионных гепатитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Контингенты, подлежащие обследованию на HBS-антиген.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Возбудитель   ВИЧ-инфекции.   Пути   передачи.   Причины   роста.

 

 

 

 

 

Эпидемиология, клиника, профилактика, лечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Правила работы с пациентами при подозрении на ВИЧ-инфекцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Санитарно-просветительная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Основные регламентирующие документы, определяющие работу по

 

 

 

 

 

профилактике ВИЧ-инфекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.  Федеральная  программа  по  предупреждению  распространения  в

 

 

 

 

 

Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита

 

 

 

 

 

человека (ВИЧ-инфекция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Федеральный закон и другие нормативные документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

-

2

2

 

Сестринский уход за больными СПИД, правила безопасности при работе с больными СПИДом.

 

 

 

 

Отработка  алгоритмов  действий  при  возникновении  аварийных  ситуаций.  Профилактика  заражения

 

 

 

 

гепатитом и ВИЧ-инфекцией. Правила техники безопасности при работе с биологическими жидкостями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15


XI. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОГО МОДУЛЯ № 3 «СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ» ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»

 

Наименование модуля,

 

 

 

Содержание

 

Кол-во часов

 

 

раздела, темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

теория

 

практика

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 3

 

 

 

 

82

 

86

168

 

Скорая и неотложная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

помощь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Основные методы обследования

2

 

2

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1 Лабораторно-

 

 

1.

Правила  забора  и  клиническое  значение   исследования  периферической

2

 

-

2

 

инструментальные методы

 

крови (на гемоглобин, лейкоциты), мочи (удельный вес, белок, сахар, ацетон).

 

 

 

 

 

 

исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приготовление мазков для бактериологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Парентеральное введение лекарственных средств: методы, преимущества и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

недостатки, возможные осложнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Проведение венепункции для взятия  крови на исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Правила работы с электрокардиографом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Нормальная электрокардиограмма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Типичные изменения при нарушениях ритма, остром   инфаркте миокарда,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

легочном сердце, интоксикации сердечными гликозидами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Пробы с физической нагрузкой, их клиническое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

ЭхоКГ и  ее значение для диагностики  болезней сердца и сосудов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.  Методы  исследования  функции  внешнего  дыхания,их  клиническое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

 

 

-

 

2

2

 

Подготовка  пациента

К

 

исследованиям  крови,  мочи.   Техника  проведения   исследования  крови  на

 

 

 

 

 

 

гемоглобин, лейкоциты,

СОЭ,

мочи на удельный вес, белок, сахар, ацетон. Применение экспресс-тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 


Методика  венепункции для взятия крови  на биохимические исследования.  Правила транспортировки крови.

 

 

 

 

Клиническая оценка общего анализа крови, мочи

и наиболее часто проводимых биохимических тестов.

 

 

 

 

Техника записи ЭКГ. Интерпретация результатов ЭКГ. Наиболее

часто встречающиеся

патологические

 

 

 

 

изменения   при  инфаркте

 

миокарда,   нарушениях  ритма,  легочном  сердце,  интоксикации  сердечными

 

 

 

 

гликозидами. Методика  проведения проб  с дозированной физической нагрузкой. Принцип работы с  ЭхоКГ.

 

 

 

 

Клиническое значение Эхо КГ. Оценка результатов

исследования

функции внешнего дыхания.  Техника

 

 

 

 

пользования спирометром, пневмотахометром, пикфлоуметром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Теория сестринского дела

 

4

8

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2.1

 

1.

Компетенции медицинского работника.

 

2

-

2

 

Компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Компетентностный подход в решении проблем пациента.

 

 

 

 

 

Компетентностный подход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в решении проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пациента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

 

 

 

 

-

2

2

 

Реализация компетентностного подхода в решении проблем пациента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2.2

 

1.

Измерение роста.

 

 

2

-

2

 

Основные алгоритмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Определение массы тела.

 

 

 

 

 

 

выполнения сестринских

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Подсчет частоты дыхательных движений.

 

 

 

 

 

Манипуляций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Исследование пульса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Измерение артериального давления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Обработка рук до и после манипуляций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

 

 

 

 

-

2

2

 

Уход за глазами пациента. Исследование артериального пульса на лучевой артерии. Техника измерения

 

 

 

 

артериального  давления.

Определение  частоты,

глубины  и ритма  дыхания.  Измерение  температуры

 

 

 

 

в подмышечной впадине. Алгоритм измерения роста, массы тела и ИМТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2.3

 

 

-

2

2

 

 

 

Алгоритмы выполнения сестринских манипуляций

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка согревающего компресса. Постановка горчичников. Применение грелки. Постановка пузыря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 


со льдом.  Уход  за наружными  половыми  органами  и промежностью  женщины.  Катетеризация  мочевого

 

 

 

 

пузыря женщины катетером Фолея. Катетеризация мочевого пузыря мужчины катетером Фолея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2.4

-

2

2

 

 

 

Выполнение сестринских манипуляций

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

 

 

 

 

Очистительная клизма. Проведение сифонного промывания кишечника. Гипертоническая клизма. Клизма

 

 

 

 

масляная. Лекарственная клизма. Введение назогастрального зонда. Кормление через назогастральный зонд.

 

 

 

 

Промывание  желудка  толстым  желудочным  зондом.  Разведение  антибиотика  во флаконе  и проведение

 

 

 

 

внутримышечной инъекции. Внутрикожная инъекция. Подкожная инъекция. Внутримышечная инъекция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Неотложные состояния при заболеваниях ССС

12

16

28

 

Тема 3.3.1

1. Роль электрокардиографического исследования в диагностике заболеваний

-

2

2

 

Основы

сердечно-сосудистой системы.

 

 

 

 

Электрокардиографии

2.

Понятие об электрокардиографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Устройство электрокардиографов.

 

 

 

 

 

4.

Образование зубцов и интервалов ЭКГ, их обозначение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Зубцы и интервалы нормальной ЭКГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие:

 

 

-