Современные аспекты парентерального введения лекарственных препаратов

10 июня 2020

  

1.      Список сокращений

 

ВБИ – внутрибольничная инфекция

ИСМП – инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи

ОК – общая компетенция

ПК – профессиональная компетенция

КАИК- катетер-ассоциированные инфекции кровотока

СанПиН – санитарные правила и нормы

 

2.      Паспорт программы

 

2.1.  Область применения

 

Дополнительная образовательная программа профессионального модуля «Современные аспекты парентерального введения лекарственных препаратов» предназначена для реализации в сфере дополнительного профессионального медицинского образования специалистов со средним медицинским образованием, осуществляющих профессиональную деятельность МО. Программа может использоваться в качестве самостоятельного курса повышения квалификации, так и в виде модульного курса, включенного в программы повышения квалификация и профессиональной переподготовки на модульной основе. Программа профессионального модуля включает в себя следующие разделы:

1-      инфекционная безопасность пациента и медицинского персонала при парентеральном введении лекарственных препаратов

2-      фармакологические аспекты парентерального введения лекарственных препаратов

3-      различные виды парентерального доступа: внутрикожный, подкожный (особенности введения инсулина и гепарина),

внутримышечный, сосудистый (центральный и периферический доступ, порт-системы)
парентеральный доступ при неотложных состояниях (внутрикостный доступ),

катетер-ассоциированные инфекции кровотока (КАИК), стандарты профилактики КАИК и ухода за внутривенными катетерами,

правила эксплуатации и уход за сосудистыми устройствами (алгоритмы действия).

выбор и применение фиксирующих повязок.

 

2.2.  Цель программы

 

Приобретение и совершенствование профессиональных компетенций, пересмотр собственной техники выполнения инъекций, исходя из принципов медицины, основанной на доказательствах,  и обеспечение качественной, безопасной и эффективной профессиональной медицинской деятельности в современных условиях.

 

2.3.  Характеристика подготовки

 

Образовательная база приема на программу: среднее профессиональное медицинское образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Операционное дело», «Анестезиология и реаниматология», «Общая практика», «Реабилитационное сестринское дело», «Наркология», «Скорая и неотложная помощь».

 

Форма обучения- очная, очно-заочная

Срок освоения программы- 36ч(теория-15ч,практика-21ч),6 дней.

 

По окончании программы обучения проводится итоговое тестирование и зачет по практическим навыкам в симуляционных кабинетах с применением имитационного оборудования, фантомов, манекенов и изделий медицинского назначения. Лица, успешно освоившие программу, получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

 

 

 

 

 

 

 

2.4.  Категория слушателей

           Специалисты со средним профессиональным медицинским образованием   по специальности «Сестринское дело».

          Дополнительные специальности «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Операционное дело», «Анестезиология и реаниматология», «Общая практика», «Реабилитационное сестринское дело», «Наркология», «Скорая и неотложная помощь».

 

2.5.  Форма обучения

     Очная, очно-заочная с элементами симуляционного обучения, с возможным использованием ДОТ.

Объем программы: 36 академических часов(15ч- теория, 21ч-практика)

            режим и продолжительность занятий:6 дней/ 6 часов

 

2.6. Характеристика профессиональной деятельности слушателя программы        Слушатель программы повышения квалификации должен быть готов к следующим видам профессиональной деятельности:

–   Безопасная (для медицинского персонала и пациента) и эффективная техника парентерального введения лекарственных препаратов

–   Анализ фармакологических особенностей лекарственных препаратов

–   Уход при сохраненном сосудистом доступе (стандарты профилактики КАИК и ухода за внутривенными катетерами).

 

–   Профилактика инфекций и других осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи при работе с парентеральным доступом

-   Правила эксплуатации и уход за сосудистыми устройствами.

 

–   Ведение профильной документации

 

  Субъектами и объектами профессиональной деятельности выпускников Программы являются:

 

–   пациенты (взрослые и дети)

–   лекарственные средства для парентерального введения

–   медицинское оборудование

 

 

2.7.  Требования к результатам освоения программы

 

В результате обучения слушатель должен быть готов к самостоятельной профессиональной деятельности в области парентерального введения лекарственных препаратов и обладать общими и профессиональными компетенциями для осуществления качественной, безопасной и эффективной профессиональной медицинской деятельности в современных условиях.

 

Общие компетенции:

 

ОК1 – Руководствоваться законами РФ в сфере здравоохранения и трудового законодательства,

 

а   также основными нормативными документами, регламентирующими принципы качественной медицинской помощи, руководствоваться принципами медицинской этики и деонтологии при выполнении своих должностных обязанностей;

 

ОК2   –Самостоятельно       организовывать   безопасную   профессиональную   деятельность    и

понимать ее сущность, эффективно взаимодействовать с членами профессиональной команды,

а также с пациентами и их родственниками;

ОК3 – Применять и соблюдать правила техники безопасности при организации рабочего места;

 

ОК4 – Осуществлять поиск и использовать информацию, базирующуюся на принципах доказательной медицины;

 

ОК5 – Выполнять свои функции при возникновении чрезвычайной ситуации, оказывать первую, экстренную и неотложную медицинскую помощь.

 

 

Профессиональные компетенции:

 

ПК1       Обеспечение   эпидемиологической  безопасности   медицинской   помощи  с   позиции

инфекционной   безопасности    пациента,    медработников,   больничной   среды,    технологий

парентерального введения лекарственных средств

 

ПК2 – Парентеральное введение лекарственных препаратов в соответствии со стандартами с

учетом выбора анатомической области, способа введения, оптимального устройства.

ПК3 – Обеспечение эффективных фармакологических подходов при парентеральном доступе

 

ПК4   –Подготовка       оснащения   для   проведения   манипуляции,   выбор   и   использование

фиксирующих повязок

ПК5– Контроль качества технологии парентерального доступа

 

ПК6– Наблюдение и принципы ухода за внутрисосудистыми устройствами (центральный и периферические катетеры, порт- системы для регулярного и безопасного внутривенного  введения химиотерапевтических препаратов, парентерального питания и др),

в том числе  в системе инфекционного контроля

ПК7- Использование компактного шприцевого насоса для в/в вливаний, переливания крови и  дозированной подачи лекарственных препаратов пациентам в палатах интенсивной терапии, реанимационных и операционных отделениях (в том числе новорожденные, пациенты гериатрического профиля)


3.       Учебно-тематический план

Дополнительной образовательной программы профессионального модуля             «Современные аспекты парентерального введения лекарственных препаратов»

 

 

 

Наименование разделов (модулей)

Количество учебных часов

Формы

 

 

 

 

 

 

контроля

 

 

 

Всего

Лекция

Практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Инфекционная безопасность при парентеральном введении лекарственных

 

 

 

 

 

препаратов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

4

4

зачет

 

 

1.1.

Инфекции, связанные с оказанием

 

2

2

0

 

 

 

медицинской помощи (ИСМП).

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутрибольничные инфекции (ВБИ)

 

 

 

 

 

 

 

1.2.

Профилактические и

 

 

 

 

 

 

 

 

противоэпидемические мероприятия по

 

2

2

0

 

 

 

 

предупреждению ВБИ

 

 

 

 

 

 

 

1.3.

Медицинские отходы

 

2

0

2

 

 

 

1.4.

Профилактика внутрибольничных

 

2

0

2

 

 

 

 

гемоконтактных инфекций у медперсонала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Фармакологические аспекты парентерального введения лекарственных

 

 

 

препаратов

 

 

 

 

 

 

 

 

8

4

 

4

зачет

 

 

2.1.

Фармакологические основы

 

 

 

 

 

 

 

 

парентерального введения лекарственных

2

2

 

0

 

 

 

 

Препаратов

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

Осложнения при парентеральном введении

2

0

 

2

 

 

 

 

лекарственных препаратов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

Доза, концентрация, разведение и набор

2

0

 

2

 

 

 

 

лекарственных препаратов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

Скорость введения лекарственных

 

 

 

 

 

 

 

 

препаратов. Совместимость лекарственных

2

2

 

0

 

 

 

 

препаратов. Контроль качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лекарственных препаратов

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Различные виды парентерального доступа

 

 

 

 

 

 

18

7

 

11

зачет

 

 

3.1.

Внутрикожный доступ

1

0

 

1

 

 

 

3.2.

Подкожный доступ

1

0

 

1

 

 

 

3.3.

Внутримышечный доступ

2

1

 

1

 

 

 

3.4.

Внутривенный доступ

6

3

 

3

 

 

 

 3.5

Внутрикостный доступ

2

1

 

1

 

 

 

3.6.

Катетеризация сосудов (порт-системы, шприцевой насос)

6

2

 

4

 

 

 

 

 Симуляционный курс( из них)

 

 

            

11

 

 

 

 

Промежуточный контроль знаний по

2

-

 

2

зачет

 

 

 

Разделам

 

практ. навыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая аттестация

 

 

 

 

тестовый

 

 

 

 

 

 

 

 

контроль

 

 

 

Итого

36

15

 

21

 

 

 

                                       


 

4.      Условия реализации программы

 

4.1.  Материально-техническое обеспечение

 

Перечень учебных кабинетов и баз:

-  Учебные аудитории ГБПОУ ИМК;

-  Симуляционно-тренинговый центр ГБПОУ ИМК

-  Клиниченская база ГБУ «ИРКБ»

-  Компьютерный класс ГБПОУ ИМК.

 

Перечень ТСО:

-Мультимедийное оборудование

-Ноутбуки

          -Фантомное и имитационное оборудование:

           -стол для расходных материалов

 -кушетка медицинская

            -манипуляционный стол

     -лотки с маркировкой «Для стерильного материала» накрытые стерильной салфеткой,

     -лотки с маркировкой «Для использованного материала»

     -емкость с дезинфицирующим раствором

        -стерильный перевязочный материал.

           -стерильные системы одноразового пользования, пинцеты стерильные

          -шприцы инъекционные однократного применения  2мл,5мл,10мл,20,мл,

           (иглы  инъекционные однократного применения длиной 30-40 мм)

     -штативы для системы, лейкопластырь

     -емкости с дезинфицирующим раствором

-фантом верхней конечности для вв инъекции, фантом таза(накладки) для вм инъекции,

фантом для подкожной инъекции

          -емкость –контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А»

          -емкость –контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б»

          -емкость –контейнер с крышкой для сбора острых отходов класса «Б»

          -пакет для утилизации медицинских отходов класса «А», любого(кроме желтого и красного)

           цвета

          -пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б» желтого цвета

          -салфетки с антисептиком одноразовые, маски медицинские, перчатки, очки защитные

          и другие изделия медицинского назначения, предусмотренные для выполнения сестринских

          технологий в разделе парентеральное введение лекарственных препаратов в соответствии с

          квалификационными требованиями, профессиональными стандартами, утвержденными

          Порядками оказания медицинской помощи,

          -жгут венозный, салфетка тканевая под жгут, подушечка из влагостойкого материала

          -укладка экстренной профилактики парентеральной инфекции.

             Информационно-методическое обеспечение слушателей :

 презентации и видео – материалы:

-«Область применения шприцевого насоса для инфузионной терапии

SEP 12S PLUS «AITEKS», SP-8800,

-«Имплантируемые системы  длительного венозного доступа»

-алгоритмы современных сестринских технологий,

-алгоритмы сестринского ухода при сохраненном сосудистом доступе

 (стандарты профилактики КАИК и ухода за внутривенными катетерами),

- профилактика инфекций и других осложнений, связанных с оказанием медицинской

  помощи при работе с парентеральным доступом,

- правила эксплуатации и ухода за сосудистыми устройствами и др.

Симуляционное обучение в освоении  и совершенствовании сестринских навыков должно

 быть конкретным:

-технические (манипуляционные)

-нетехнические навыки

и предметным:

-базовые навыки (манипуляции по уходу за пациентом)

-средней степени сложности ( мониторинг и различные оценки состояния больного,

не инъекционное  применение лекарственных препаратов)

-высокотехнологичные навыки ( требующие специальной профессиональной

подготовки, знаний анатомо-топографических особенностей, физиологии и

патофизиологии, сопряженность манипуляций с нарушением целостности кожных

покровов, контактов со слизистыми оболочками пациента и т.д.).

      Симуляционное обучение в рамках программы «Современные аспекты парентерального

введения лекарственных препаратов» предусматривает симуляционные методики на

симулятарах для отработки базовых и высокотехнологичных сестринских навыков:

-внутрикожный доступ-1ч

        -подкожный доступ-1ч

-внутримышечный доступ-1ч

-внутривенный доступ-3ч

-внутрикостный доступ-1ч

-катетеризация сосудов (порт-системы, шприцевой насос)-4ч

         в соответствии с  квалификационными требованиями, профессиональными стандартами,

         утвержденными Порядками оказания медицинской помощи пациентам.

               Информационно- методическое и материально-техническое оснащение

        симуляционно-тренингового центра ГБПОУ ИМК позволяет в полной мере реализовать

современные требования к практическому обучению среднего медицинского персонала в

рамках  профессиональной подготовки( первичной аккредитации), профессиональной

(первичной специализированной аккредитации) и повышения квалификации  в

 системе НМО по основным специальностям СПО.

 

4.2. Формы аттестации.

 

 Промежуточная аттестация:

Аттестация промежуточная – установление соответствия усвоенного содержания образования планируемым результатам модуля, раздела, приобретение и совершенствование профессиональных компетенций по выполнению основных сестринских технологий.

            Итоговая аттестация:

Аттестация итоговая – установление соответствия усвоенного содержания образования планируемым результатам обучения по ДПП и представляет собой форму оценки степени и уровня освоения программы, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией.

Итоговая аттестация по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные аспекты парентерального введения лекарственных препаратов» проводится в форме тестового контроля и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку медицинских сестер в соответствии с квалификационными требованиями, профессиональными стандартами, утвержденными Порядками оказания медицинской помощи.

Обучающиеся допускаются к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные аспекты парентерального введения лекарственных препаратов» .

Обучающиеся, освоившие дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Современные аспекты парентерального введения лекарственных препаратов» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ установленного образца о дополнительном профессиональном образовании – удостоверение о повышении квалификации.

 

 

4.3. Информационное обеспечение обучения.

 

– Методические рекомендации по обеспечению и поддержанию периферического венозного доступа: Практическое руководство. Российская Ассоциация Медицинских Сестер. Санкт-Петербург. 2012 г.

 

– Технологии выполнения простых медицинских услуг. Российская Ассоциация Медицинских Сестер. Санкт-Петербург. 2010 г.

 

– Руководство по ВВ-терапии. Правила установки и ухода за периферическими внутривенными катетерами. Karen J. Brown при поддержке компании «Бектон и Дикинсон UK ЛТД

 

– Материалы обучающего курса по инфузионной терапии, предоставленные компанией «Becton, Dickinson and company» © BD

 

– Обеспечение сосудистого доступа у пациентов отделений реанимации и интенсивной терапии. Николенко А.В., Кон Е.М., Сандакова Г.С., Старцева Ю.В. «Интенсивная терапия», № 2, 2008, http://www.icj.ru

 

– Сухоруков В.П., Бердикян А.С., Эпштейн С.Л. Пункция и катетеризация вен. Пособие для врачей. Санкт-Петербургское медицинское издательство. 2001 г.

 

– Основы фармакологии в сестринском деле: Учеб. пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой.- М: ГЭОТАР МЕД, 2001. - 128 с.

 

– СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

 

– СанПин 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами.

 

–   СанПин 3.3.2342-08 Обеспечение безопасности иммунизации.

 

–   Wynaden, D., Landborough, I. & Chapman, R., 2005

 

– Barbara Workman Safe injection techniques. - Article 498. / Workman B Safe injection techniques. Nursing Standard. / - 1999. - 13, 39 , 47-53.

 

– Intravenous Nurses Society (2011) Intravenous Nurses Standards of Practice. Journal of Infusion Nursing, Vol.34, 1S

 

–   Infusion Nurses Society (2004). Policies and Procedures for Infusion Nursing. 3rd Edition

– Centre for Disease Control (CDC) Guidelines for the prevention of Intravascular Catheter-related infections. 2002/Vol.51/No.RR-10

 

4.4.  Требования к преподавательскому составу

 

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами ГБПОУ «ИМК имени А.И.Тутаевой», имеющими высшее медицинское образование.


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий