Современные аспекты парентерального введения лекарственных препаратов

12 декабря 2019

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ингушский медицинский колледж имени А.И.Тутаевой»

 

 

 

 

 

 

Утверждаю           

 

Директор ГБПОУ ИМК

З.Я. Озиева

 

                            2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования

универсального модуля

 «Современные аспекты парентерального введения

лекарственных препаратов»

 

Специальность: Сестринское дело, Акушерское дело, Лечебное дело,

Анестезиология и реаниматология, Операционное дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


А.В.Сагова- зав. отделением ДПО, преподаватель ИМК высшей категории.

 

М.Б.Тибоева- методист, преподаватель ИМК высшей категории.

 

Р.Г.Батакиева- преподаватель ИМК высшей категории

 

 

 

 

Рецензенты:

 

Р.М.Кодзоева- зам.дир. по практ.обуч. ИМК

 

Л.С.Чемурзиева- зам.дир. по учеб.раб.ИМК.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол № 2

от «07» апреля 2015 г

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа профессионального модуля составлена для повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием

 

Организация разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр последипломного образования работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием ФМБА России»

 

 

Разработчики:

 

Баландина Ирина Николаевна -заведующая отделением «Организация практическогообучения на базе симуляционной лаборатории Центра»

 

Гардеробова Лариса Владимировна - заведующая учебно-методическим отделом ФГБОУДПО СПб ЦПО ФМБА России, к.м.н.

 

Гусева Ирина Александровна - старшая медицинская сестра отделения анестезиологии иреанимации ФГБУЗ КБ 122 им. Л. Г. Соколова ФМБА России,

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа утверждена Методическим советом ФГБОУ ДПО СПб ЦПО ФМБА России.

 

Протокол №2 от «07» апреля 2015 г.

 

 

 

 

 

 

© ФГБОУ ДПО СПб ЦПО ФМБА России, 2015


1.      Список сокращений

 

ВБИ – внутрибольничная инфекция

ИСМП – инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи

ОК – общая компетенция

ПК – профессиональная компетенция

СанПиН – санитарные правила и нормы

 

2.      Паспорт программы

 

2.1.  Область применения

 

Дополнительная образовательная программа профессионального модуля «Современные аспекты парентерального введения лекарственных препаратов» предназначена для реализации в сфере дополнительного профессионального медицинского образования специалистов со средним медицинским образованием, осуществляющих профессиональную деятельность МО. Программа может использоваться в качестве самостоятельного курса повышения квалификации, так и в виде модульного курса, включенного в программы повышения квалификация и профессиональной переподготовки на модульной основе. Программа профессионального модуля включает в себя следующие разделы:

1-инфекционная безопасность при парентеральном введении лекарственных препаратов

2- фармакологические аспекты парентерального введения лекарственных препаратов

3- различные виды парентерального доступа.

 

2.2.  Цель программы

 

Приобретение и совершенствование профессиональных компетенций, обеспечивающих качественную, безопасную и эффективную профессиональную медицинскую деятельность в современных условиях.

 

2.3.  Характеристика подготовки

 

Образовательная база приема на программу: среднее профессиональное медицинское образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Операционное дело», «Анестезиология и реаниматология», «Общая практика», «Реабилитационное сестринское дело», «Наркология», «Скорая и неотложная помощь».

 

Форма обучения- очная, очно-заочная

Срок освоения программы- 36ч

 

По окончании программы обучения проводится итоговое тестирование и зачет по практическим навыкам в симуляционных кабинетах. Лица, успешно освоившие программу, получают удостоверение о повышении квалификацииустановленного образца.

 

2.4.  Категория слушателей

Специалисты   со   средним   профессиональным  медицинским   образованием   по    специальности

 

«Сестринское дело»

 

Дополнительные специальности «Акушерское дело», «Лечебное дело»

 

2.5.  Форма обучения

     Очная, очно-заочная с элементами симуляционного обучения, с возможным использованием ДОТ.

 

2.6. Характеристика профессиональной деятельности слушателя программы Слушатель программы повышения квалификации должен быть готов к следующим видам профессиональной деятельности:


–   Безопасная и эффективная техника парентерального введения лекарственных препаратов

–   Анализ фармакологических особенностей лекарственных препаратов

–   Уход при сохраненном сосудистом доступе

 

– Профилактика инфекций и других осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи при работе с парентеральным доступом

 

–   Ведение профильной документации

 

Субъектами и объектами профессиональной деятельности выпускников Программы являются:

 

–   пациенты (взрослые и дети)

–   лекарственные средства для парентерального введения

–   медицинское оборудование

 

2.7.  Требования к результатам освоения программы

 

В результате обучения слушатель должен быть готов к самостоятельной профессиональной деятельности в области парентерального введения лекарственных препаратов и обладать общими и профессиональными компетенциями.

 

Общие компетенции:

 

ОК1 – Руководствоваться законами РФ в сфере здравоохранения и трудового законодательства,

 

а   также основными нормативными документами, регламентирующими принципы качественной медицинской помощи, руководствоваться принципами медицинской этики и деонтологии при выполнении своих должностных обязанностей;

 

ОК2        Самостоятельно   организовывать   безопасную   профессиональную   деятельность    и

понимать ее сущность, эффективно взаимодействовать с членами профессиональной команды,

а также с пациентами и их родственниками;

ОК3 – Применять и соблюдать правила техники безопасности при организации рабочего места;

 

ОК4 – Осуществлять поиск и использовать информацию, базирующуюся на принципах доказательной медицины;

 

ОК5 – Выполнять свои функции при возникновении чрезвычайной ситуации, оказывать первую, экстренную и неотложную медицинскую помощь

 

Профессиональные компетенции:

 

ПК1       Обеспечение   эпидемиологической  безопасности   медицинской   помощи  с   позиции

инфекционной   безопасности    пациента,    медработников,   больничной   среды,    технологий

парентерального введения лекарственных средств

 

ПК2 – Парентеральное введение лекарственных препаратов в соответствии со стандартами с

учетом выбора анатомической области, способа введения, оптимального устройства

ПК3 – Обеспечение эффективных фармакологических подходов при парентеральном доступе

 

ПК4        Подготовка   оснащения   для   проведения   манипуляции,   выбор   и   использование

фиксирующих повязок

ПК5 – Контроль качества технологии парентерального доступа

 

ПК6 – Наблюдение и принципы ухода за внутрисосудистыми устройствами, в том числе в системе инфекционного контроля

 

3.       Учебно-тематический план

 

 

Наименование разделов (модулей)

Количество учебных часов

Формы

 

 

 

 

 

контроля

 

 

Всего

Лекция

Практика

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Инфекционная безопасность при парентеральном введении лекарственных

 

 

 

 

препаратов

 

 

 

 

 

 

 

 

8

4

4

зачет

 

1.1.

Инфекции, связанные с оказанием

 

2

2

0

 

 


 

медицинской помощи (ИСМП).

 

 

 

 

 

 

 

Внутрибольничные инфекции (ВБИ)

 

 

 

 

 

 

1.2.

Профилактические и

 

 

 

 

 

 

 

противоэпидемические мероприятия по

2

2

 

0

 

 

 

предупреждению ВБИ

 

 

 

 

 

 

1.3.

Медицинские отходы

2

0

 

2

 

 

1.4.

Профилактика внутрибольничных

2

0

 

2

 

 

 

гемоконтактных инфекций у медперсонала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Фармакологические аспекты парентерального введения лекарственных

 

 

препаратов

 

 

 

 

 

 

 

8

4

 

4

зачет

 

2.1.

Фармакологические основы

 

 

 

 

 

 

 

парентерального введения лекарственных

2

2

 

0

 

 

 

Препаратов

 

 

 

 

 

 

2.2.

Осложнения при парентеральном введении

2

0

 

2

 

 

 

лекарственных препаратов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

Доза, концентрация, разведение и набор

2

0

 

2

 

 

 

лекарственных препаратов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

Скорость введения лекарственных

 

 

 

 

 

 

 

препаратов. Совместимость лекарственных

2

2

 

0

 

 

 

препаратов. Контроль качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лекарственных препаратов

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Различные виды парентерального доступа

 

 

 

 

 

18

6

 

10

зачет

 

3.1.

Внутрикожный доступ

1

0

 

1

 

 

3.2.

Подкожный доступ

1

0

 

1

 

 

3.3.

Внутримышечный доступ

2

1

 

1

 

 

3.4.

Внутривенный доступ

4

2

 

2

 

 

3.5.

Внутрикостный доступ

2

1

 

1

 

 

3.6.

Катетеризация сосудов

6

2

 

4

 

 

 

Промежуточный контроль знаний по

2

1

 

1

зачет

 

 

Разделам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая аттестация

 

 

 

 

Тестирова-

 

 

 

 

 

 

 

ние.

 

 

 

2

1

 

1

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

практ.

 

 

 

 

 

 

 

навыков

 

 

Итого

36

15

 

21

 

 

 

4.      Условия реализации программы

 

4.1.  Материально-техническое обеспечение

 

Перечень учебных кабинетов и баз:

–   Учебные аудитории ГБПОУ ИМК;

–   Симуляционно-тренинговый центр ГБПОУ ИМК

–   Компьютерный класс ГБПОУ ИМК.

 

Перечень ТСО:

–   Мультимедийное оборудование

–   Ноутбук

–   Фантомное и имитационное оборудование


4.2. Информационное обеспечение обучения.

 

– Методические рекомендации по обеспечению и поддержанию периферического венозного доступа: Практическое руководство. Российская Ассоциация Медицинских Сестер. Санкт-Петербург. 2012 г.

 

– Технологии выполнения простых медицинских услуг. Российская Ассоциация Медицинских Сестер. Санкт-Петербург. 2010 г.

 

– Руководство по ВВ-терапии. Правила установки и ухода за периферическими внутривенными катетерами. Karen J. Brown при поддержке компании «Бектон и Дикинсон UK ЛТД

 

– Материалы обучающего курса по инфузионной терапии, предоставленные компанией «Becton, Dickinson and company» © BD

 

– Обеспечение сосудистого доступа у пациентов отделений реанимации и интенсивной терапии. Николенко А.В., Кон Е.М., Сандакова Г.С., Старцева Ю.В. «Интенсивная терапия», № 2, 2008, http://www.icj.ru

 

– Сухоруков В.П., Бердикян А.С., Эпштейн С.Л. Пункция и катетеризация вен. Пособие для врачей. Санкт-Петербургское медицинское издательство. 2001 г.

 

– Основы фармакологии в сестринском деле: Учеб. пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой.- М: ГЭОТАР МЕД, 2001. - 128 с.

 

– СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

 

– СанПин 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами.

 

–   СанПин 3.3.2342-08 Обеспечение безопасности иммунизации.

 

–   Wynaden, D., Landborough, I. & Chapman, R., 2005

 

– Barbara Workman Safe injection techniques. - Article 498. / Workman B Safe injection techniques. Nursing Standard. / - 1999. - 13, 39 , 47-53.

 

– Intravenous Nurses Society (2011) Intravenous Nurses Standards of Practice. Journal of Infusion Nursing, Vol.34, 1S

 

–   Infusion Nurses Society (2004). Policies and Procedures for Infusion Nursing. 3rd Edition

– Centre for Disease Control (CDC) Guidelines for the prevention of Intravascular Catheter-related infections. 2002/Vol.51/No.RR-10

 

4.3.  Требования к преподавательскому составу

 

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее медицинское образование.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий