Современные аспекты управления экономики здравоохранения

12 декабря 2019

 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ингушский медицинский колледж имени А.И.Тутаевой»

 

 

 

 

 

 

Утверждаю  

 

Директор ГБПОУ ИМК

З.Я. Озиева

 

                            2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования

повышения квалификации

 

«Современные аспекты управления экономики здравоохранения»

 

Специальность:Организация сестринского дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 


А.В.Сагова- зав. отделением ДПО, преподаватель ИМК высшей категории.

 

М.Б.Тибоева- методист, преподаватель ИМК высшей категории.

 

М.М.Кодзоева-преподаватель ИМК высшей категории

 

 

 

 

Рецензенты:

 

Р.М.Кодзоева-зам.дир. по практ.обуч. ИМК

 

Л.С.Чемурзиева- зам.дир. по учеб.раб.ИМК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.       Цель реализации программы

 

 

2.       Требования к результатам обучения

 

3.       Содержание программы:

 

- учебный план

- учебно-тематический план

- учебная программа

 

 

 

4.       Материально-технические условия реализации программы

 

 

5.       Учебно-методическое обеспечение программы

 

 

6.       Оценка качества освоения программы

 

 

7.       Составители программы

 


Актуальность программы

« Современные   аспекты   управления, экономики здравоохранения»

 

 

Программа повышения квалификации представляет собой совокупность требований к специалисту,работающему в должности главной медицинской сестры ЛПУ, старшей медицинской сестры структурных подразделений  в составе ЛПУ и заключается в подготовке высококвалифицированных медицинских сестер – организаторов, руководителей сестринских служб различных уровней. Медицинские сестры-организаторы выступают в роли лидера, руководителя, администратора, педагога, менеджера.

 

Цель дополнительной профессиональной образовательной программы:

 

-является освоение  медсестрами-организаторами теоретических знанийи умений, приобретение профессиональных и общих компетенций вобласти менеджмента сестринской деятельности, ресурсного управления и управления качеством медицинской помощи, организационной культуры, проектирования эффективных коммуникаций.

Структура дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации  «Современные аспекты управления, экономики здравоохранения» включает в себя следующие разделы:

1.     «Основы социальной гигиены и организация здравоохранения»

2.     «Теоретические основы сестринского дела»

3.     «Система и политика здравоохранения в РФ по охране здоровья населения»

4.     «Основы организации лечебно-профилактической помощи населению»

5.     «Управление системой здравоохранения. Ресурсы здравоохранения»

6.     «Основы законодательства и права в здравоохранении»

7.     «Организация планово-экономической и финансовой деятельности лечебных учреждений»

8.     «Инфекционная безопасность и инфекционный контроль»

9.     «Основы медицинской информатики»

10.   «Современные принципы организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах»

Кроме того, программа повышения квалификации состоит из требований к результатам освоения программы, требований к итоговой аттестации, учебно-тематического плана, условий обеспечения реализации программы: учебно-методического, материально-технического обеспечения, курса симуляционого обучения по отработке алгоритмов оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях и критических ситуациях(ИВЛ ,непрямой массаж сердца, сестринские технологии и т.д.). В структуру дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации медсестер по специальности «Организация сестринского дела» включен перечень основной и дополнительной литературы, законодательных и нормативно-правовых документов. В содержании рабочей программы по циклу «Современные аспекты управления, экономикиздравоохранения» предусмотрены необходимые профессиональные и общие компетенции, специальные знания и умения, практический опыт по организации сестринского дела.

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ

 

КВАЛИФИКАЦИИ

 

«Современные аспекты управления, экономики здравоохранения»

 

                               Специальности «Организация сестринского дела».

 

 

 

Категория обучающихся: главные,старшие медицинские сестрылечебно-поликлинических учреждений.

Срок обучения: 144часа(4недели, 1месяц)

 

Режим занятий: 6академических часов в день

 

Форма обучения: очная ,очно-заочная,индивидуальная.

 

 

1.  Требования к реализации программы

 

Требованиями  реализации программы являетсясовершенствование общих и профессиональных компетенций вобласти менеджмента сестринской деятельности, ресурсного управления и управления качеством медицинской помощи, организационной культуры, проектирования эффективных коммуникаций.

 

Общие компетенции:

 

·        использовать управленческие функции планирования, организации, мотивации, контроля и координации в административной деятельности;

 

·        осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

 

·        принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

 

·        использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

 

·        работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

 

·        самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации;

 

·        ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности;

 

·        бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

 

·        организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

 

·        рационально использовать ресурсы медицинского учреждения;

·        использовать коммуникативные навыки общения;

·        оценивать эффективность управленческой деятельности;

·        оценивать качество и эффективность сестринской помощи;

·        организовывать взаимодействие с общественными организациями и сестринскими ассоциациями;

 

·        обеспечивать систему взаимодействия между смежными медицинскими учреждениями, между структурными подразделениями медицинского учреждения;

 

·        организовать работу по кадровому планированию специалистов со средним медицинским образованием в медицинском учреждении;

 

·        организовывать работу по расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации средних медицинских кадров;

 

·        работать с организационно-распорядительной документацией;

 

·        анализировать статистические показатели оценки здоровья населения, оценки деятельности учреждения здравоохранения;

 

·        осуществлять педагогическую и наставническую деятельность.

 

Профессиональные компетенции:

 

·        использовать научные и управленческие подходы к совершенствованию качества сестринской помощи населению;

 

·        планировать систему мероприятий по перспективам развития сестринской службы медицинских учреждений;

 

·        анализировать показатели медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности медицинских учреждений;

 

·        использовать основополагающие директивные документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения в новых экономических условиях;

 

·        корректировать потребность населения в различных видах сестринской помощи на основе анализа критериев и показателей состояния здоровья населения;

 

·     анализировать формы годовых статистических отчетов и первичной медицинской документации,отражающие деятельность средних и младших медицинских кадров;

 

·        осуществлять контроль за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях медицинского учреждения;

 

·        организовать работу по повышению квалификации и переподготовке, развитию профессиональной карьеры, аттестации и сертификации средних медицинских кадров;

 

·        оказать методическую и консультативную помощь сестринскому и младшему медицинскому персоналу;

 

·        составлять, представлять к утверждению и контролировать выполнение индивидуальных профессионально-должностных инструкций сестринского и младшего медицинского персонала;

 

·        организовать и контролировать работу по обеспечению лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов в медицинском учреждении;

 

·        организовать контроль за противоэпидемической работой с населением среднего медицинского персонала;

 

·        организовать контроль за санитарно-просветительской работой с населением среднего медицинского персонала;

 

·        обеспечить проведение учебных занятий по эксплуатации медицинской техники и оборудования, технике безопасности и охране труда;

 

·        организовать диспансеризацию медицинского персонала;

·        организовать работу Совета медицинских сестер;

 

·        использовать в работе документы, регламентирующие порядок выписывания, получения, учета, хранения, особенности использования лекарственных средств и материалов;

 

·        вести прием населения, работу с письмами и обращениями граждан;

·        использовать современную оргтехнику в деятельности медицинского учреждения;

·        использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность молочных кухонь;

 

·        владеть техникой сестринских манипуляций;

 

·        оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; провести сердечно-легочную реанимацию;

 

·        обеспечить проведение учебных мероприятий по медицинскому обеспечению деятельности медицинского учреждения; защите населения, больных и медицинского персонала; оказанию доврачебной помощи в чрезвычайных условиях;

 

·        изучать, использовать и популяризировать лучший отечественный и зарубежный опыт организации сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях.

 

2. Требования к результатам обучения

 

В   результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1.

 

Специалист должен знать:

·        основы законодательства и права в здравоохранении;

·        основы управления и организации здравоохранения в Российской Федерации;

·        основы медицинского страхования;

 

·        экономические модели финансирования, организацию планово-экономической и финансовой деятельности медицинских учреждений в новых экономических условиях;

 

·        основные принципы и организацию экспертизы качества медицинской помощи;

·        основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении;

·        теоретические основы сестринского дела;

·        организацию сестринского дела в системе здравоохранения РФ;

·        медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения; основы педагогики;

 

·        статистические показатели опенки здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;

·        статистику здоровья населения; демографическую и медико-социальную характеристику населения:

·        основы организации  медицинской помощи  городскому населению, организацию сестринского дела

в медицинских учреждениях по обслуживанию городского населения;

 

·        основы организации медицинской помощи сельскому населению, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по обслуживанию сельского населения;

 

·        основы организации медицинской помощи детям и матерям, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья матери и ребенка;

 

·        основы организации медико-социальной помощи, основы геронтологии и гериатрии, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях медико-социальной помощи;

 

·        систему взаимодействия учреждений здравоохранения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;

 

·        основы организации медицинской и социальной реабилитации;

·        организацию экспертизы нетрудоспособности;

·        основы диспансеризации населения;

·        систему мероприятий по обеспечению безопасной больничной среды;

 

·        организацию лекарственного обеспечения медицинского учреждения;

 

·        систему делопроизводства в медицинском учреждении, организацию учетно-отчетной деятельности медицинского учреждения с использованием электронно-вычислительной техники;

 

·        роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; организацию работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни;

 

·        охрану труда и технику безопасности в медицинских учреждения;

·        основы медицины катастроф;

·        деятельность ВОЗ в области сестринского дела.

 

Специалист должен уметь:

 

·        работать с документами, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности медицинского учреждения и его структурных подразделений;

 

·        работать с документами, регламентирующие укомплектованность н потребность медицинского учреждения в средних медицинских кадрах, штатные нормативы, штатное расписание, функциональные обязанности, права и ответственность, повышение квалификации, и переподготовку, оценку квалификации средних медицинских кадров;

 

·        работать с документами, определяющие деятельность медицинского учреждения в условиях медицинского страхования;

 

·        работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.

 

·        планировать систему мероприятий по перспективам развития сестринской службы медицинских учреждений;

 

·        анализировать показатели медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности медицинских учреждений;

 

·        корректировать потребность населения в различных видах сестринской помощи на основе анализа критериев и показателей состояния здоровья населения;

 

·        анализировать формы годовых статистических отчетов и первичной медицинской документации, отражающие деятельность средних и младших медицинских кадров;

 

·        осуществлять контроль за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях медицинского учреждения;

 

·        организовать работу по повышению квалификации и переподготовке, развитию профессиональной карьеры, аттестации и сертификации средних медицинских кадров;

 

·        оказать методическую и консультативную помощь сестринскому и младшему медицинскому персоналу;

 

·        составлять, представлять к утверждению и контролировать выполнение индивидуальных профессионально-должностных инструкций сестринского и младшего медицинского персонала;

 

·        организовать и контролировать работу по обеспечению лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов в медицинском учреждении;

 

·        организовать контроль за противоэпидемической работой с населением среднего медицинского персонала;

 

·        организовать контроль за санитарно-просветительской работой с населением среднего медицинского персонала;

 

·        обеспечить проведение учебных занятий по эксплуатации медицинской техники и оборудования, технике безопасности и охране труда;

 

·        организовать диспансеризацию медицинского персонала;

·        организовать работу Совета медицинских сестер;

 

·        использовать в работе документы, регламентирующие порядок выписывания, получения, учета, хранения, особенности использования лекарственных средств и материалов;

 

·        вести прием населения, работу с письмами и обращениями граждан;

·        использовать современную оргтехнику в деятельности медицинского учреждения;

 

·        использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность молочных кухонь;

·        владеть техникой сестринских манипуляций;

 

·        оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; провести сердечно-легочную реанимацию;

 

·        обеспечить проведение учебных мероприятий по медицинскому обеспечению деятельности медицинского учреждения; защите населения, больных и медицинского персонала; оказанию доврачебной помощи в чрезвычайных условиях;

 

·        изучать, использовать и популяризировать лучший отечественный и зарубежный опыт организации сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях;

 

·        оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах;

 

·        участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.


3. Содержание программы

 

У Ч Е Б Н Ы Й  П Л А Н

«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

 

Категория слушателей:главная медсестра,старшая медсестра лечебно-профилактического учреждения.

Срок обучения: 1месяца(144часа).

 

Наименование разделов

Всего, час.

В том числе

 

 

 

Теория

Практика

1.

Основы социальной гигиены и организация

12

2

10

 

здравоохранения.

 

 

 

2.

Теоретические основы сестринского дела.

4

4

-

3.

Система и политика здравоохранения в

2

2

-

 

Российской Федерации по охране здоровья

 

 

 

 

населения.

 

 

 

4.

Основы организации лечебно-

28

10

18

 

профилактической помощи населению.

 

 

 

5.

Управление системой здравоохранения.

32

8

24

 

Ресурсы здравоохранения.

 

 

 

6.

Основы законодательства и права в

4

4

-

 

здравоохранении.

 

 

 

7.

Организация планово-экономической и

16

4

12

 

финансовой деятельности медицинских

 

 

 

 

учреждений.

 

 

 

8.

Инфекционная безопасность  и инфекционный

20

8

12

 

контроль. Система взаимодействия

 

 

 

 

учреждений в здравоохранении  с

 

 

 

 

учреждениями санитарно-

 

 

 

 

эпидемиологического профиля.

 

 

 

9.

Основы медицинской информатики.

12

-

12

10.

Современные принципы организации

8

2

6

 

медицинского обеспечения населения при

 

 

 

 

чрезвычайных ситуациях.

 

 

 

11.

Итоговая аттестация (экзамен).

6

6

-

 

ИТОГО:

144

50

94


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

 

Наименование разделов и тем

Всего,

В том числе

 

 

час.

Теор

Практи-

 

 

 

ия

Ка

1.

Основы социальной гигиены и организация здравоохранения.

12

2

10

1.1

Основы социальной гигиены и организация здравоохранения.

8

2

6

 

Статистика здоровья населения. Демография.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Система делопроизводства в медицинском учреждении.

4

-

4

 

Статистика здравоохранения.

 

 

 

2.

Теоретические основы сестринского дела.

4

4

-

2.1

Философия сестринского дела. Медицинская этика и биоэтика.

2

2

-

 

Сестринский процесс.

 

 

 

2.2

Основы общей и медицинской психологии.

2

2

-

 

Основы педагогики.

 

 

 

3.

Система и политика здравоохранения в Российской

2

2

-

 

Федерации по охране здоровья населения.

 

 

 

3.1

Система и политика здравоохранения в Российской Федерации по

2

2

-

 

охране здоровья населения.

 

 

 

4.

Основы организации лечебно-профилактической помощи

28

10

18

 

населению.

 

 

 

4.1

Основы организации медицинской помощи городскому

8

2

6

 

населению. Диспансеризация  населения.

 

 

 

4.2

Основы организации медицинской помощи городскому

8

2

6

 

населению в условиях  специализированных стационаров.

 

 

 

4.3

Технология и стандарты по выполнению работ медсестрой

2

2

-

 

приемно-диагностического отделения и процедурно-

 

 

 

 

прививочными медицинскими сестрами.

 

 

 

4.4

Организация медицинской помощи сельскому населению.

2

2

-

4.5

Организация скорой и неотложной и медицинской помощи.

2

2

-

4.6

Организация сестринского дела в медицинских учреждениях по

6

-

6

 

охране здоровья матери и ребенка.

 

 

 

 

Основы организации лечебно- профилактической помощи детям.

 

 

 

5.

Управление системой здравоохранения. Ресурсы

32

8

24

 

здравоохранения.

 

 

 

5.1

Управление кадрами здравоохранения. Основы менеджмента.

8

2

6

 

Медицинский маркетинг.

 

 

 

 

Подготовка средних медицинских  кадров.

 

 

 

5.2

Управление материальными ресурсами здравоохранения. Учет и

8

2

6

 

материальная ответственность.

 

 

 

5.3

Управление фармацевтическим обеспечением учреждений

4

-

4

 

здравоохранения.

 

 

 

5.4

Медицинская техника. Техника безопасности в учреждениях

2

2

-

 

здравоохранения.

 

 

 

5.5

Организация и контроль главной медицинской сестрой

4

-

4

 

производственной практики.

 

 

 

5.6

Нормирование труда среднего медицинского персонала.

6

2

4

6.

Основы законодательства и права в здравоохранении.

4

4

-

6.1

Кадровая работа. Профессиональное и юридическое

2

2

-


 

регулирование сестринского дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2

Правовая ответственность в сфере охраны здоровья.

2

 

2

 

-

 

7.

Организация планово-экономической и финансовой

16

4

 

12

 

деятельности медицинских учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.1

Основы медицинского страхования. Концепции реформирования

2

 

2

 

-

 

 

системы медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.2

Основы планирования и финансирования в здравоохранении.

8

 

2

 

6

 

 

Бюджет и смета медицинского учреждения. Экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

здравоохранения. Ценообразование. Налогообложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.3

Экспертиза качества медицинской помощи населению.

6

 

-

 

6

 

8.

Инфекционная безопасность и инфекционный контроль.

20

8

 

12

 

Система взаимодействия учреждений в здравоохранении с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.1

Инфекционная безопасность и инфекционный контроль.

14

8

 

6

 

8.1.1

Санитарно-эпидемиологический режим ЛПУ.

 

8

 

 

2

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.1.2

Профилактика вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции.

 

2

 

 

2

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.1.3

Иммунопрофилактика инфекционных  болезней.

 

2

 

 

2

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.1.4

Особоопасные инфекции.

 

2

 

 

2

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.2

Система взаимодействия учреждений здравоохранения с

6

 

-

 

6

 

 

учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.2.1

Надзор за санитарным состоянием  лечебно-профилактических

6

 

-

 

6

 

 

учреждений. Санитарно-гигиенические требования к пищеблоку и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

буфетным отделением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Основы медицинской информатики.

12

-

 

12

9.1

Применение персонального компьютера в медицине.

6

 

-

 

6

 

9.2

Организация электронного документооборота.

6

 

-

 

6

 

10.

Современные принципы организации медицинского

8

 

2

 

6

 

 

обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.1

Современные принципы медицинского обеспечения населения

8

 

2

 

6

 

 

при чрезвычайных ситуациях и катастрофах. Реанимационные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мероприятия при остановке сердца и нарушении функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Итоговая аттестация (экзамен).

6

 

6

 

-

 

 

ИТОГО:

144

50

94


Учебная программа повышения квалификации «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

 

Раздел 1. Основы социальной гигиены и организация здравоохранения (12 часов).

 

Тема 1.1 Основы социальной гигиены и организация здравоохранения. Статистика здоровья.

Демография (2 часа) .

 

Социальная гигиена - как наука. Разделы социальной гигиены. Методы и этапы статистического исследования. Относительные и абсолютные величины. Понятие о демографии. Разделы демографии. Показатели естественного движения населения. Рождаемость. Факторы, влияющие на рождаемость. Смертность населения. Демографические показатели по Российской Федерации и по региону. Заболеваемость населения. Общая заболеваемость и болезненность. Уровни и структура за-болеваемости. Учет заболеваемости по обращаемости. Статистические показатели оценки деятельности стационара, поликлиники, детских дошкольных учреждений, женской консультации. Понятие о делопроизводстве. Система делопроизводства в медицинском

 

учреждении. Организация учетно – отчетной деятельности медицинского учреждения. Формы учетно - отчетной документации главной медицинской сестры. Годовой, квартальный, месячный планы работы главной медицинской сестры. Первичная медицинская документация лечебно-профилактических учреждений.

 

1.  Медицинская первичная документация, используемая в стационарах.

2.  Медицинская первичная документация в поликлиниках (амбулаториях).

 

Перечень практических занятий

 

Номер

Наименование практического занятия

Всего,

темы

 

Час

1.1

Основы социальной гигиены и организация здравоохранения.

6

 

Статистика здоровья.  Демография.

 

 

Статистические показатели оценки  здоровья населения. Статистика

 

 

здоровья населения. Демографическая и медико-социальная

 

 

характеристика населения. Определение показателей здоровья населения и

 

 

анализ статистических показателей оценки здоровья населения.

 

 

Статистические показатели оценки деятельности учреждений

 

 

здравоохранения: стационара, поликлиники, детских дошкольных

 

 

учреждений, женской консультации. Определение и анализ показателей

 

 

медицинской  и социальной эффективности деятельности медицинских

 

 

учреждений.

 

 

Корректирование потребностей населения в различных видах сестринской

 

 

помощи на основе анализа критериев и показателей состояния здоровья

 

 

населения.

 

 

 

 


 

1.2

 

Система делопроизводства в медицинском учреждении. Статистика

4

 

 

 

здравоохранения.

 

 

 

 

Основы  делопроизводства в медицинском  учреждении. Организация

 

 

 

 

учетно-отчетной деятельности медицинского учреждения с

 

 

 

 

использованием компьютерной технологии.

 

 

 

 

Учетно-отчетная документация, определяющая деятельность медицинского

 

 

 

 

учреждения в условиях медицинского страхования. Систему

 

 

 

 

информационного обеспечения медицинского учреждения, поря-

 

 

 

 

док ведения, хранения, обработки и анализа, сдачи в архив  учетной  и

 

 

 

 

отчетной документации.

 

 

 

 

Анализ годовых статистических отчетов и первичной  медицинской

 

 

 

 

документации, отражающих  деятельность  средних  и  младших

 

 

 

 

медицинских  кадров. Осуществление контроля за правильностью ведения

 

 

 

 

медицинской  документации в структурных подразделениях медицинского

 

 

 

 

учреждения.

 

Раздел 2.

Теоретические основы сестринского дела (4 часа).

 

 

 

Тема 2.1 Философия сестринского дела. Медицинская этика и биоэтика. Сестринский процесс (2 часа).

 

Понятие о философии вообще и философии сестринского дела в частности.

Определение сестринского дела, его миссия, цели и задачи. Соотношение сестринского дела и медицины. Взаимодействие медицинской сестры и пациента. Профессиональная этика (ценности, благодетели и обязательства медицинской сестры). Деонтология. Характер взаимодействия сестринского дела и общества. Сестринское дело с точки зрения профессиональной философии. Реформаторство в сестринском деле. Философия сестринского дела. Философия сестринского дела в России. Сестринский процесс - структура, организующая сестринскую практику, научный метод профессионального решения сестринских проблем. Преимущества внедрения сестринского процесса в науку и практику. Пять основных компонентов процесса ухода за пациентами.

 

Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу. Источник информационных данных о состоянии здоровья пациента. Сущность сестринского диагноза, различие сестринских и врачебных диагнозов. Основные области сестринских проблем.

 

Установление приоритетов в сестринской практике. Требования к постановке целей ухода, виды, основные компоненты. Определение характера и последовательности сестринского вмешательства. Роль пациента при планировании сестринской помощи. Методы сестринских вмешательств. Типы. Основные критерии оценки качества ухода. Коррекция ухода. Документация (сестринский дневник, история болезни). Профессиональное поведение медицинского работника и способы его регулирования. Медицинская этика, деонтология, биоэтика. Этический кодекс медицинской сестры России. Медицинская сестра и пациент. Медицинская сестра и ее профессия. Медицинская сестра и общество. Действия этического кодекса медицинской сестры России, ответственность за его нарушения и порядок пересмотра. Ошибки

 

в    профессиональной деятельности медработников и их этическая оценка. Медицинская тайна и ин формирование пациента. Современные представления о болезни и проблемы медицинской этики. Биоэтические проблемы жизни и смерти Эвтаназия. Танатология.

 

Хоспис и паллиативная помощь. Организация и оказание медицинской (симптоматической) помощи в хосписе. Социальная помощь. Медико-психологическая помощь. Специфические проблемы хосписа. Перспективы развития.


Тема 2.2 Основы общей и медицинской психологии. Основы педагогики (2 часа).

 

Исторические этапы развития психологии. Элементы общей психологии: ощущение и восприятие, память, внимание, мышление и интеллект, речь, эмоции, двигательно-волевые процессы, сознание. Основы формы неврозов. Влияние психологии больного на исход соматических болезней.

 

Влияние соматических болезней на психику больного. Критерии психического здоровья. Возрастная психология. Воздействие окружающей обстановки в условиях медицинского учреждения. Воздействие личности медработника. Метод "беседы". Психотерапия методов внушения. Внушение в состоянии гипноза. Аутогенная тренировка. Психогигиена. Психопрофилактика.

 

Психологические аспекты работы с пациентами (психология процесса общения с пациентами, общение как составная часть лечения, ухода и реабилитации пациентов, психология общения в стрессовых ситуациях). Сотрудничество - основа взаимоотношения с пациентами и в коллективе. Процессы психологии коллектива. Основы НЛП (нейролингвистическое программирование). Виды и принципы вербальной и невербальной коммуникации. Тактика руководства. Оценка личности. Типы руководителей. Роль главной медсестры как руководителя и воспитателя.

 

Определение педагогики как науки. Приемы, методы, средства обучения. Реформа педагогики, необходимость инновации. Значение знаний основ педагогического мастерства в работе главной медсестры при организации учебы среднего и младшего медперсонала, проведении сестринских конференций. Учебно-производственная и производственная практика студентов медицинских училищ

 

в      больнице. Роль главной медсестры в организации учебно-производственной практики. Главная медсестра, как воспитатель учащихся, младшего и среднего медперсонала. Методика проверки знаний, навыков, приобретаемых вовремя практики.

 

Раздел 3. Система и политика здравоохранения в Российской Федерации по охране здоровья населения (2 часа).

 

Тема 3.1Система и политика здравоохранения в Российской Федерации по охране здоровьянаселения (2 часа).

 

Перспективы развития здравоохранения в России. Концепция реформирования здравоохранения в современных условиях. Укрепление здоровья населения. Реформирование здравоохранения. Обоснование необходимости реформ. Основные направления реформ. Основные принципы охраны здоровья граждан: Основополагающие документы, регламентирующие здоровье населения. Законы об охране здоровья и медицинской помощи. Правовая ответственность в сфере охраны здоровья. Социальные и биологические аспекты здоровья и болезни. Глобальная стратегия ВОЗ "Здоровье для всех к 2000 году". Формирование, сохранение и укрепление здоровья индивидуумов, группы населения, населения в целом.

 

Первичная медико – санитарная (социальная) помощь. Роль, задачи, и принципы ПМСП. Роль среднего

медицинского персонала в реализации основных принципов ПМСП. Направления  реформирования

 

ПМСП населению. Врач общей  практики - перспективная форма первичной  медико – социальной

помощи. Этапы внедрения врача общей  практики. Роль сестринского персонала в федеральных

территориальных программах охраны здоровья населения. 0сновы валеологии и  саналогии; Методы и

средства  санитарного просвещения. Образ  жизни. Формирование здорового образа жизни.

Наследственные факторы. Недостатки  медицинского обслуживания. Преодоление факторов, создающих

риск для здоровья. Развитие положительных факторов. Понятие о гиподинамии, кинезофилии

(потребность в движениях). Основы организации медицинской  и социальной  реабилитации. Документы,

регламентирующие деятельность средних и медицинских кадров в области формирования, сохранения и

укрепления хранения и укрепления здоровья населения. Организация работы медицинских  учреждений по

восстановительному лечению и  реабилитации; роль и  функции  сестринского персонала в

в медицинской  и социальной  реабилитации. Помощь и контроль главной медицинской сестрой ЛПУ.


Раздел 4. Основы организации лечебно-профилактической помощи населению (28 часов).

 

Тема 4.1 Основы организации медицинской помощи городскому населению. Диспансеризация населения (2 часов).

 

Структура и номенклатура учреждений здравоохранения. Лечебно-профилактические учреждения.

Санитарно-профилактические учреждения. Аптечные учреждения. Структура городской поликлиники.

Обязанности медсестер основных функциональных подразделений. Поэтапный переход к оказанию

первичной  медицинской  помощи  по принципу врача общей практики (семейного врача).  Положение и

квалификационная характеристика   врача   и   медицинской  сестры общей практики. Трудности  в

реализации   реформы первичного звена медицинской помощи. Федеральная целевая программа

"Семейная медицина”(на 1997-2005 г.г.). Основные задачи программы. Подготовка кадров. Создание

 

материально-технической базы здравоохранения. Информационное обеспечение, разработка

 

автоматизированных рабочих мест и  программного обеспечения деятельности врача общей практики.

Проведение разъяснительной работы среди населения о целях, задачах и путях реформы первичной

медицинской помощи. Роль главной  медсестры в условиях перестройки ПМСП в системе семейного

 

врача и врача общей практики. Преемственность в работе поликлиники стационарных ЛПУ. Понятие о медико - социальной помощи. Основы организации медико-социальной помощи, основы геронтологии и гериатрии. Организация сестринского дела в медицинских учреждениях медико-социальной помощи. Дома престарелых. Хосписы. Организация социальной работы в ЛПУ. Основные методические документы, приказы и другие нормативные документы по социальной защите населения. Права гражданина, права личности, пенсионеров. Порядок и организация установления опеки, попечительства. Оформление инвалидности, направление в учреждения социального обеспечения. Понятие о социальном диагнозе, факторы риска, психическая и социальная дезадаптация. Реабилитация в медицине.

 

 

Тема 4.2Основы организации медицинской помощи городскому населению в условияхспециализированных стационаров (2 часа).

 

Стационарная медицинская помощь, как II этап оказания медицинской помощи. Многопрофильные и специализированные больницы; самостоятельные и объединенные стационарные учреждения (по профилю). Участковые, районные, межрайонные, городские, республиканские, областные стационарные учреждения ( по территориальному принципу). Подразделения стационарных учреждений: управление, поликлиника, стационар, Административно - хозяйственная часть. Функции стационара. Структура больницы: приемно диагностическое отделение.

 

Профильные (коечные) отделения. Лечебно- диагностические (вспомогательные) отделения. Хозяйственно техническая служба. Коечный фонд. Штатное расписание. Управление: администрация, отдел кадров, бухгалтерия, медстатистика . Приемное отделение: структура, задачи, принцип работы. Взаимодействие с лечебными отделениями. Работа административно-хозяйственной части. Больничный режим. Лечебно - охранительный режим. Правила для больных и посетителей. Разделение обязанностей среднего и младшего медперсонала по уходу за пациентами. Врачебные должности. Должности среднего и младшего медицинского персонала. Основные показатели работы больницы. Формы организации труда в стационарах. Двух и трехстепенное обслуживание больных. Тенденции дальнейшего развития стационарной помощи. Преемственность в работе поликлиники и специализированных ЛПУ.


Тема 4.3Технология и стандарты по выполнению работ медсестрой приемно-диагностическогоотделения и процедурно-прививочными медицинскими сестрами (2 часа).

 

Положение о медсестре лечебно-профилактических учреждений. Организация работы медсестры приемно - диагностического отделения. Структура приемного отделения. Обязанности диспетчера. Функциональные обязанности медицинской сестры приемно-диагностического отделения. Документация приемно - диагностического отделения. Справочная информация. Информационные материалы для персонала. Организация сестринского дела в терапевтическом отделении стационара. Рабочее место медицинской сестры. Стандарты оснащения поста палатной медицинской сестры. Основы делопроизводства в работе медсестры терапевтического стационара. Документация. Сестринский процесс в работе палатной медсестры специализированных

 

отделений. Питание больных. Наблюдение и участие в раздаче пищи. Выписывание лекарственных средств. Учет, хранение, сроки и правила реализации различных групп лекарственных препаратов. Правила хранения и использование ядовитых и наркотических лекарственных средств.

 

Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно - количественному учету. Медикаменты группы “А” и "Б". Сроки годности лекарственных средств, приготовленных в аптеке. Несовместимость лекарственных средств в одном шприце. Алгоритм действий медсестры в обращении с лекарственными средствами. Обязанности старшей медсестры отделения.

 

Санитарно-просветительная работа. Роль главной медицинской сестры, как руководителя организации работы медсестры стационаров и медицинских учреждений медико-социальной помощи. Должностная инструкция медсестры процедурно-прививочного кабинета. Перечень инструктивных материалов для процедурного кабинета. Стандарт оснащения процедурно-прививочного кабинета. Документация. Оборудование.

 

Тема 4.4Организация медицинской помощи сельскому населению(2часа).

 

Особенности организации медицинской помощи сельскому населению. Структура. Этапность. Организация и методы работы областной, центральной районной больницы, участковой больницы, ФАП. Принципы организации медицинской помощи сельскому населению: общедоступность участковость, диспансерный метод, оказание специализированной медицинской помощи, преемственность работы стационара и поликлиники, профилактическое направление. Функции и задачи сельского врачебного участка (1 этап), районных учреждений (II этап), областных или республиканских учреждений. Положение о ФАП, о заведующей ФАП, об акушерке, санитарке, положение об аптечных пунктах. Типовой табель оснащения фельдшерско-акушерских пунктов. Медицинское и специальное оборудование. Особенности планирования и финансирования ФАП в условиях рыночной экономики. Документация на ФАП. Диспансеризация. Профилактика сельхоз травматизма, отравлений ядохимикатами. Санитарно-противоэпидемический режим. Роль фельдшера ФАП в организации ПМСП среди сельского населения.

 

 

Тема 4.5 Организация скорой и неотложной медицинской помощи (2 часа).

Особенности организации скорой и неотложной помощи в городской и сельской местности взрослому населению и детям, лицам старческого возраста. Принципы скорой медицинской помощи. Задачи. Структура станции скорой медицинской помощи. Категорийность. Больницы, филиалы и пункты скорой медицинской помощи. Оперативный отдел. Осуществление контроля их работы главной медсестрой. Выездные специализированные бригады. Внедрение НОТ. Документация. Регламентирующие приказы.


Перечень практических занятий

 

 


Номер

Наименование практического занятия

Всего,

темы

 

Час

4.1

Основы организации медицинской помощи городскому населению.

6

 

Диспансеризация населения.

 

 

Основы организации медицинской помощи городскому населению. Структура

 

 

и  номенклатура амбулаторно-поликлинических учреждений. Основы организации сестринского дела в медицинских учреждениях при обслуживании амбулаторных больных.

 

Социально-демографическая характеристика обслуживаемого контингента больных.

 

Организация работы в амбулаторно поликлинических учреждениях по восстановительному лечению и реабилитации. Роль и функции сестринского персонала в медицинской и социальной реабилитации. Учетно-отчетная документация. Документы по иммунопрофилактике населения.

 

Основы диспансеризации и документы по диспансеризации. Использование научных и управленческих подходов к организации и совершенствованию качества сестринской помощи городскому населению. Планирование системы мероприятий по перспективам развития сестринской службы в условиях поликлиник.

 

Корректирование потребностей населения в различных видах сестринской помощи на основе анализа критериев и показателей состояния здоровья населения.

 

Осуществление контроля за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях. Организация диспансеризации населения. Прием населения, работа с письмами и обращениями граждан. Использование современной оргтехники в деятельности поликлиники, введение научной организации труда в работу поликлиники. Использование нормативных документов, регламентирующих деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений.

 

Изучение, использование и популяризация лучшего отечественного и зарубежного опыта организации сестринского дела в поликлинических условиях.

4.2

Основы организации медицинской помощи городскому населению в

6

 

условиях специализированных стационаров.

 

 

Основы организации медицинской помощи в условиях  городских

 

 

специализированных стационаров. Организация сестринского дела в

 

 

специализированных стационарах. Основы организации медико-социальной

 

 

помощи, основы геронтологии и гериатрии.

 

 

Система взаимодействия и  преемственность при оказании  медицинской

 

 

помощи городскому населению. Документы, определяющие основные задачи,

 

 

функции, условия и порядок

 

 

деятельности стационара и его структурных подразделений. Положения о

 

 

специалистах  со средним медицинским образованием по всем

 

 

наименованиям должностей среднего медперсонала в стационарах. Документы,

 

 

определяющие деятельность стационара в условиях медицинского страхования.

 

 

Система информационного обеспечения стационаров, документация.

 

 

Организация работы больниц сестринского ухода; роль и  основы

 

 

паллиативной помощи.

 

 

Документы, регламентирующие организацию лечебного питания в

 


 

стационарах.

 

 

Организация лечебно - охранительного режима и  профилактика больничного

 

 

травматизма.

 

 

Документы, регламентирующие деятельность стационаров в экстремальных

 

 

условиях.

 

 

Использование управленческих функции планирования, организации и

 

 

координации работы среднего медперсонала больниц. Использование научных

 

 

и управленческих подходов к совершенствованию качества сестринской

 

 

помощи пациентам в условиях стационара. Использование директивных

 

 

документов, регламентирующих деятельность стационаров в новых

 

 

экономических условиях.

 

 

Организация сестринского ухода за больными на основе сестринского процесса.

 

 

Организация сестринского ухода за инкурабельными больными на основе

 

 

сестринского процесса.

 

 

Владение техникой сестринских манипуляций. Изучение, использование и

 

 

популяризация отечественного и зарубежного опыта организации сестринского

 

 

дела в ЛПУ.

 

4.6

Организация сестринского дела в медицинских учреждениях по охране

6

 

здоровья матери и ребенка.Основы организации лечебно-

 

 

профилактической помощи детям.

 

 

Основы организации медицинской помощи детям и матерям, организация

 

 

сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья матери и

 

 

ребенка. Структура учреждений акушерско-гинекологической службы.

 

 

Должностные обязанности медперсонала. Организация работы

 

 

среднего и младшего медперсонала акушерско-гинекологической службы.

 

 

Документация. Основные качественные показатели. Осуществление контроля

 

 

работы среднего и  младшего медперсонала

 

 

акушерско-гинекологической службы. Контроль за соблюдением санитарно -

 

 

противоэпидемиологического режима. Организация работы по профилактике

 

 

внутрибольничной инфекции. Основные задачи организации лечебно -

 

 

профилактической  помощи  детям. Преемственность в работе поликлиники и

 

 

детского специализированного стационара. Структура. Штаты.  Должностные

 

 

обязанности  главной медсестры и  медперсонала больницы. Учетно - отчетная

 

 

документацию главной медсестры детского стационара. Особенности

 

 

санитарно-гигиенических и  противоэпидемических  мероприятий.

 

 

Профилактика внутрибольничной инфекции, особенности. Оснащение.

 

 

Оборудование.

 

 

Организация работы и осуществление контроля работы среднего

 

 

медперсонала детского стационара.

 

 

 

 


Раздел 5. Управление системой здравоохранения. Ресурсы здравоохранения (32 часа).

 

Тема 5.1Управление кадрами здравоохранения.Основы менеджмента.Медицинский маркетинг.

Подготовка средних медицинских кадров (2 часа).

 

Определение понятия "менеджмент". Роль руководителя ЛПУ как менеджера. Особенности системы управления в здравоохранении. Элементы управления. Субъект и объект управления. Уровни системы управления - стратегический, тактический, оперативный, их задачи. Стиль руководства.

 

Типы руководителей. Ассоциация медсестер. Определение понятия “маркетинг”. Современная концепция

маркетинга. Особенности медицинского маркетинга услуг. Положение о специалистах  со средним

медицинским и фармацевтическим образованием. Специальность: "Организация сестринского дела".

Общие положения. Обязанности. Права, ответственность. Квалификационные характеристики

специалиста по специальности  "Организация сестринского дела”. Общие знания. Общие умения.

 

Специальные знания. Специальные умения. Организация работы и контроль главной  медсестры

за деятельностью среднего и  младшего медперсонала. Роль Совета медсестер. Основные принципы

организации  работы общественного Совета сестер. Задачи, функции, права и  обязанности председателя

совета медсестер и  членов совета сестер. Общие положения о группе НОТ лечебно-профилактического

учреждения. Основные задачи  и  функции НОТ. Права группы НОТ. Составление, представление к

утверждению и контроль  выполнения индивидуально-должностных инструкций сестринского и младшего

медперсонала. Организация взаимодействия с общественными организациями и

сестринскими ассоциациями. Порядок допуска к осуществлению профессиональной медицинской и

фармацевтической деятельности. Соответствие специальности подготовке, полученной в учреждениях

профессионального образования, присвоенной квалификации-должности, сертификату, аттестации

специалиста. Положение о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста.

Номенклатура должности в ЛПУ.

 

Тема 5.2 Управление материальными ресурсами здравоохранения. Учет и материальная ответственность (2 часа).

Понятие о материальных ресурсах здравоохранения и  роль  главной  медсестры в их использовании.

Вопросы материальной ответственности  работников. Гарантии и компенсации. Понятие о полной

материальной  ответственности за необеспечение сохранности  ценностей, переданных  им для хранения,

обработки, продажи  (отпуска), перевозки  или  перемещения в процессе производства. Типовой договор о

полной индивидуальной материальной  ответственности. Рациональное использование ресурсов ЛПУ:

экономия тепла, электроэнергии. Пути  эффективного использования коечного фонда. Условия

обеспечения   сохранности    государственного имущества. Особенности  организации  работы главной

медсестры по рациональному использованию ресурсов ЛПУ в новых  условиях хозяйствования. Учет

белья, постельных    принадлежностей, одежды и обуви  в лечебно-

профилактических  и других  учреждениях, состоящих на    государственном бюджете. Общие положения.

Особенности учета белья на центральном и бельевом складах. Учет белья в отделениях. Учет белья находящегося в стирке, дезинфекции и в ремонте. Списание белья, пришедшего

 

в  ветхость и негодность. Учет белья в централизованной бухгалтерии и бухгалтерии учреждения. Инвентаризация белья в учреждениях. Прием, хранение и выдача вещей, денег, денежных документов и ценностей, принадлежащих больным, находящимся в ЛПУ здравоохранения. Порядок оприходования, хранения и выдача денег, принятых у больных на хранение. Прием, хранение и выдача денежных документов, принадлежностей больным. Прием, хранение документов, ценностей, принадлежащих больным. Учет в бухгалтерии учреждения денег, денежных документов, принятых на хранение от больных. Учет продуктов питания в ЛПУ здравоохранения, состоящих на государственном бюджете. Учет продуктов питания на складе (кладовой). Учет продуктов в пищеблоке. Инвентаризация продуктов питания и тары. Учет перевязочных средств и изделий медицинского назначения в ЛПУ здравоохранения, состоящих на государственном бюджете: медикаменты лекарственные средства, сыворотки и вакцины, дезинфицирующие средства и т.п. Перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага и т.п. Вспомогательные материалы бумага вощенная, пергаментная, фильтровальная, коробки и мешочки, пробки и т.п. Тара -

 

склянки, банки, бутыли, бидоны и т.п. Особенности  учета лекарственных  средств в учреждениях


имеющих  и не имеющих аптек. Учет лекарственных средств в бухгалтерии учреждения.

 

Нормативы потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения. Ориентировочные нормы расхода этилового спирта на медицинские процедуры.

 

Порядок получения изделий, содержащих драгоценные металлы. Сбор, хранение и сдача драгоценных металлов и их транспортировка. Государственный фонд драгоценных металлов в виде лома и отходов. Учет медицинских и других изделий, а также содержащихся в них драгоценных металлов. Инвентаризация драгоценных металлов в виде лома и отходов. Формы первичного учета. Перечень изделий, содержащих драгоценные металлы. Роль главной медсестры в организации и контроле получения, учета, хранения, расходования и сдачи в государственный фонд изделий содержащих драгоценные металлы.

 

 

Тема 5.4 Медицинская техника. Техника безопасности в учреждениях здравоохранения (2 часа).

 

Организация работы главной  медсестры ЛПУ по медицинскому обеспечению  лечебно-

профилактического  учреждения медтехникой, медицинским инструментарием, предметами ухода. Связь с

аптекой, “Медтехникой”. Составление требований, заявок на ремонт оборудования. Информация о

новинках и  новых  поступлениях. Расчет  экономической  эффективности

стандартизации медицинской техники. Организация работы по охране труда в органах  управления,

учреждениях, организациях  и на предприятиях системы министерства здравоохранения Российской

Федерации. Обязанности руководителей учреждений по охране труда. Обязанности  руководителя

подразделения по охране труда. Обязанности работника по вопросам труда. Основные задачи службы

охраны труда. Функции. Права работников службы охраны труда. Организация обучения

 

и  проверки знаний по охране труда. Организация и порядок работы комиссии по проверке знаний охраны труда. Порядок хранения и обращения в аптечных учреждениях с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами. Перечень огнеопасных и взрывчатых веществ. Особенности хранения и обращения с кислородными баллонами. Роль главной медсестры в организации и контроле соблюдения техники безопасности в лечебно-профилактических учреждениях.

 

Тема 5.6 Нормирование труда среднего медицинского персонала (2 часа).

 

Понятие о нормировании труда. Состояние. Задачи  нормирования труда в  учреждениях здравоохранения

в условиях перехода к рыночной экономике, создание новой  модели финансирования в

здравоохранении. Проблемы. Норма времени. Нормы нагрузки. Нормативы численности. Порядок  опре-

деления должностей. Показатели, для определения должности среднего медицинского персонала:

Нормативное число должностей среднего медицинского персонала в расчете на 1 должность врача

 

амбулаторного приема. Роль главной медсестры в расчете штата медицинского персонала в амбулаторно -

поликлинических  учреждениях. Понятие о расчете числа должностей планируемых  на один круглосуточ-

ный пост. Особенности расчета числа должностей с учетом продолжительности отпуска, сокращения

рабочей  недели  для женщин, работающих  в сельской местности, переноса выходных дней, совпадающих

с праздничными. Расчет бюджета рабочего времени должности по пятидневной рабочей

неделе. Понятие о годовом балансе рабочего времени, должности. Численность должностей для

обеспечения работы круглосуточного поста. Численность должностей для обеспечения работы поста в

ночное время (с 22 часов до 6 часов). Численность должностей для обеспечения работы кругло

суточного поста в праздничные и выходные дни (при работе учреждения по пятидневной и шестидневной

рабочей неделе). Расчет численности должностей среднего и  младшего персонала в терапевтическом

отделении. Расчет  численности  должностей среднего и  младшего персонала в педиатрическом отделении.

Понятие о единой тарифной сетке. Разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям

работников здравоохранения Российской Федерации. Руководители. Специалисты. Младший медицинский

персонал. Работники аптечных  учреждений. Тарифно - квалификационные характеристики по

должностям работников здравоохранения Российской Федерации. Положение об оплате труда работников

здравоохранения. Российской Федерации. Порядок определения окладов (ставок). Определение разрядов

оплаты труда и тарифных  коэффициентов по категориям работников. Повышение окладов. Доплаты.


Надбавки. Другие вопросы оплаты труда. Особенности оплаты труда в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Совместительство в учреждениях здравоохранения. Оплата труда и отпуска совместителей. Особенности оплаты труда, надбавки за осуществление лечения, обследования, диагностики ВИЧ-инфицированных пациентов. Особенности расчета оплаты труда среднего и младшего медицинского персонала при 2- степенной и З – степенной системе обслуживания.

 

 

Перечень практических занятий

 

Номер

Наименование практического занятия

Всего,

темы

 

Час

5.1

Управление кадрами здравоохранения. Основы менеджмента. Медицинский

6

 

маркетинг. Подготовка средних медицинских кадров.

 

 

Основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении. Решение “маркетинговых

 

 

задач”: цели и задачи маркетинговых исследований, план, критерии, методика.

 

 

Оценка эффективности управленческой деятельности. Проведение

 

 

маркетинговых исследований ЛПУ с целью решения “маркетинговых задач”.

 

 

Корректирование потребностей населения в различных видах сестринской

 

 

помощи на основе анализа критериев и показателей состояния здоровья

 

 

населения и на основе получения, обработки результатов маркетинговых

 

 

исследований.

 

 

Организация сестринского дела в системе здравоохранения Российской

 

 

Федерации. Психология профессионального общения и основы педагогики.

 

 

Документы, регламентирующие укомплектованность и потребность

 

 

медицинского учреждения в средних медицинских кадрах. Дополнительная и

 

 

постдипломная подготовка среднего медперсонала. Повышение квалификации и

 

 

переподготовка.

 

 

Оценка квалификации средних медицинских кадров. Формы повышения

 

 

квалификации. Организация работы по кадровому планированию специалистов

 

 

со средним медицинским образованием в медицинском учреждении.

 

 

Организация работы по расстановке, использованию, обучению и оценке

 

 

квалификации сред-

 

 

них  медицинских  кадров. Организация работы по повышению квалификации и

 

 

переподготовке, развитию  профессиональной карьеры, аттестации и

 

 

сертификации  средних  медицинских   кадров, оказание методической  и

 

 

консультативной помощи сестринскому и  младшему медицинскому персоналу.

 

 

 

 

5.2

Управление материальными ресурсами здравоохранения. Учет и

6

 

материальная ответственность.

 

 

Материальные ресурсы здравоохранения. Вопросы материальной

 

 

ответственности. Документы, определяющие условия и  порядок  учета

 

 

материальных ресурсов: учет мягкого и твердого инвентаря (белья, постельных

 

 

принадлежностей, одежды и обуви). Порядок учета, хранения и  выдачи

 

 

денег, денежных  документов принятых  от  больных  на хранение. Учет

 

 

продуктов питания в ЛПУ здравоохранения, на складе, в пищеблоке. Учет

 

 

медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в ЛПУ

 

 

здравоохранения. Учет  лекарственных  средств в бухгалтерии учреждения.

 

 

Рациональное использование ресурсов медицинского учреждения.